Более 90% от стоимости всех национальных и международных инвестиционных продуктов составляют облигации, которые представляют собой наиболее важную область для изучения [4,c.61].
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт [2,c.1].
Облигации могут выпускаться (Рисунок 4):
1) обыкновенными;
2) выигрышными;
3) процентными и беспроцентными (целевыми);
4) свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.
Фундаментальные свойства облигаций:
1) облигация не титул собственности на имущество эмитента, это удостоверение займа;
2) в отличие от акции имеет конечный срок погашения;
3) обладает старшинством перед акциями в выплате процентов и удовлетворения других обязательств;
4) не дает права участия в управлении эмитентом.
Рисунок 4 - Классификация облигаций
Обязательные реквизиты облигаций:
1) фирменное наименование эмитента;
2) местонахождение эмитента;
3) наименование ценной бумаги - "облигация";
4) порядковый номер;
5) дата выпуска;
6) вид облигации;
7) общая сумма выпуска;
8) процентная ставка;
9) условия и порядок погашения;
10) номинал, а для именных облигаций имя держателя.
В зависимости от срока на который выпускается облигационный займ различают:
1) краткосрочный (до 1 года);
2) средне срочные (от 1 до 5 лет);
3) долгосрочные (свыше 5 лет) до 30 лет.
Облигации могут подразделяться по форме владения:
1) именные - право владения которыми подтверждено внесением имени владельца в реестр эмитента;
2) на предъявителя - когда право владения подтверждается по предъявлении самой облигации.
В зависимости от эмитента выделяют:
- государственные облигации;
- муниципальные;
- корпоративные.
Муниципальные и региональные облигации во многом схожи с облигациями АО, но выпускаются городом или областью обычно под гарантии городских или областных властей.
Классические облигации - ценная бумага, по которой выплачиваются фиксированные доходы.
Доход по облигации называют процентом или купоном, саму облигацию именуют купонной или твердо процентной бумагой.
Так как для рыночной экономики характерна инфляция, то появились облигации с плавающим (переменным) купоном. Величина купона у них меняется в зависимости от показателя к которому "привязан" купон (например: индекс потребительских цен).
Индексируемые облигации у них плавающим является не только купон, но и индексируется также номинал.
Бескупонная облигация - ценная бумага, которая не имеет купона.
Доход инвестора возникает за счет разницы между ценой погашения облигации и ценой ее приобретения.
Статьи по теме:
Центральный банк – центральное звено банковской
системы
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2 ...
Кредитные отношения в финансовой сфере
Кредитные операции – это операции кредитора по размещению свободных кредитных ресурсов заемщику на условиях платности, срочности и возвратности. Коммерческий банк заинтересован в получении прибыли на основе оборота ссудного капитала. За результаты своих действий банк несет ответственность не только ...
Бухгалтерский учет начисленных и полученных банком-кредитором процентов
Когда срок ссуды превышает один месяц, то в последний рабочий день каждого месяца, если этот день не является днем получения процентов, осуществляются проводки: Д-т сч. 47427 "Требования по получению процентов"; К-т сч. 61301 "Доходы будущих периодов по кредитным операциям"; при ...