Более 90% от стоимости всех национальных и международных инвестиционных продуктов составляют облигации, которые представляют собой наиболее важную область для изучения [4,c.61].
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт [2,c.1].
Облигации могут выпускаться (Рисунок 4):
1) обыкновенными;
2) выигрышными;
3) процентными и беспроцентными (целевыми);
4) свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.
Фундаментальные свойства облигаций:
1) облигация не титул собственности на имущество эмитента, это удостоверение займа;
2) в отличие от акции имеет конечный срок погашения;
3) обладает старшинством перед акциями в выплате процентов и удовлетворения других обязательств;
4) не дает права участия в управлении эмитентом.
Рисунок 4 - Классификация облигаций
Обязательные реквизиты облигаций:
1) фирменное наименование эмитента;
2) местонахождение эмитента;
3) наименование ценной бумаги - "облигация";
4) порядковый номер;
5) дата выпуска;
6) вид облигации;
7) общая сумма выпуска;
8) процентная ставка;
9) условия и порядок погашения;
10) номинал, а для именных облигаций имя держателя.
В зависимости от срока на который выпускается облигационный займ различают:
1) краткосрочный (до 1 года);
2) средне срочные (от 1 до 5 лет);
3) долгосрочные (свыше 5 лет) до 30 лет.
Облигации могут подразделяться по форме владения:
1) именные - право владения которыми подтверждено внесением имени владельца в реестр эмитента;
2) на предъявителя - когда право владения подтверждается по предъявлении самой облигации.
В зависимости от эмитента выделяют:
- государственные облигации;
- муниципальные;
- корпоративные.
Муниципальные и региональные облигации во многом схожи с облигациями АО, но выпускаются городом или областью обычно под гарантии городских или областных властей.
Классические облигации - ценная бумага, по которой выплачиваются фиксированные доходы.
Доход по облигации называют процентом или купоном, саму облигацию именуют купонной или твердо процентной бумагой.
Так как для рыночной экономики характерна инфляция, то появились облигации с плавающим (переменным) купоном. Величина купона у них меняется в зависимости от показателя к которому "привязан" купон (например: индекс потребительских цен).
Индексируемые облигации у них плавающим является не только купон, но и индексируется также номинал.
Бескупонная облигация - ценная бумага, которая не имеет купона.
Доход инвестора возникает за счет разницы между ценой погашения облигации и ценой ее приобретения.
Статьи по теме:
Виды депозитов, условия и основные способы привлечения
средств
Система управления депозитным портфелем должна включать в себя следующие элементы: · виды рисков, связанных с депозитными операциями банка; · информационная база банка для оценки рисков по депозитным операциям; · методы оценки рисков по депозитным операциям; · методы минимизации риска по депозитным ...
Преимущества ОАО «Альфа-Банк»
Альфа-Банк занимает одно из лидирующих положений среди российских банков. С каждым годом он все больше укрепляет свои позиции на российском финансовом рынке, реализуя ключевые проекты и обеспечивая рост во всех сегментах своего бизнеса. В рейтинге розничных банков по уровню клиентского обслуживания ...
Оценка эффективности ипотечного кредитования в РК
Ипотечные организации в 2008 году оказались под влиянием тенденций, происходивших в банковском секторе и на рынке недвижимости. В динамике активов и обязательств ипотечных организаций имело место снижение последних соответственно на 1,8% (с 216,1 до 212,2 млрд. тенге) и на 6,6% (с 171,6 до 160,3 мл ...