Для эффективной организации бюджетного процесса в БК предлагается сформировать вертикаль управления, в которой сведения бюджетов различных уровней преобразуются, укрупняются, анализируются, проводится оценка возникающих отклонений от запланированного уровня, выявляются причины их появления, осуществляется управленческое воздействие. Выполнение поставленных задач обеспечивается созданием новых структурных единиц: на уровне банковского конгломерата – административного центра управления бюджетами, на уровне входящей в БК службы, занимающейся формированием и исполнением бюджетов. Предлагаемые изменения в структуре управления позволят обеспечить персонифицированную ответственность за уровень доходов и расходов.
Организация системы бюджетирования в интегрированной структуре, предполагает применение специализированной автоматизированной системы бюджетирования.
Сущность BPM-решения как системы управления, состоит в том, что она позволяет системно и комплексно подойти к задачам управления крупными банковскими холдингами и конгломератами. В рамках BPM-решений задачи стратегического и тактического уровней оказываются логически и технологически увязанными в единый комплекс. Возрастает «прозрачность» банковского холдинга, руководители разных уровней начинают лучше осознавать ключевых факторы, обеспечивающие успех отраслевых бизнесов. Это дает возможность более широко применять практику делегирования полномочий. Система управления становится более гибкой, в большей степени нацеленной на конечный результат, а, следовательно, – более эффективной, в современных условиях конкурентной борьбы.
Организационная структура банков, нацеленных на продажу банковских продуктов, функционирует по схеме, когда в Головной Организации (ГО) образуются продуктовые подразделения, отвечающие за централизованную разработку банковских продуктов с целью продажи их через подразделения ГО и сбытовую сеть территориально-обособленных подразделений – дополнительных офисов и филиалов.
В финансовой структуре продуктовые подразделения ГО являются центрами затрат, а дополнительные офисы и филиалы – центрами прибыли [35].
Организационная структура банков, нацеленных на продажу банковских продуктов, функционирует по схеме, когда в Головной Организации (ГО) образуются продуктовые подразделения, отвечающие за централизованную разработку банковских продуктов с целью продажи их через подразделения ГО и сбытовую сеть территориально-обособленных подразделений – дополнительных офисов и филиалов [36].
Таким образом, в финансовой структуре продуктовые подразделения ГО являются центрами затрат, а дополнительные офисы и филиалы – центрами прибыли
Комплекс BPM-решений соответствует как циклу управления банком, так и иерархии управления.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать ряд выводов о сущности BPM-решений в разрезе использования в производственно-финансовом конгломерате:
- набор BPM-приложений может обеспечить полный цикл управления эффективностью бизнесов конгломерата;
- система реализует методики бюджетирования на оперативном уровне и обеспечивает взаимосвязь управления со стратегическим уровнем;
- аналитическая функциональность – составная часть комплексной системы управления масштаба БК и отдельные аналитические методики встроены в состав BPM-системы;
- концепция BPM основана на принципах моделирования в которых заложен процесс выявления и описания взаимосвязей оперативных данных с ключевыми показателями;
- BPM-системы предназначены для автоматизации стратегического планирования развития бизнеса и для поддержки оперативного управления бизнес-процессами.
Особое место в информационной BPM-системе занимает отчетность: ведь именно отчеты ложатся на стол руководителю, принимающему решения. Функции формирования отчетности должны быть достаточно хорошо развиты в любом из функциональных приложений BPM–системы. Тем не менее, следует отметить еще одну категорию программных продуктов, предназначенных для решения особой задачи — задачи составления пакета консолидированной финансовой отчетности. Такие системы позволяют организовать сбор финансовой отчетности филиалов, отделений, дочерних и зависимых компаний банка, выполнить корректирующие проводки, обеспечить консолидацию финансовой информации (в том числе в соответствии с требованиями международных стандартов) и сформировать комплект финансовых отчетов.
Кроме этого в информационной системе с учетом общемировых рекомендаций необходимо существенно пересмотреть концепцию и подходы к построению эффективной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента. Одновременно усовершенствовать качество и эффективность систем риск-менеджмента через адекватное управление рисками и корпоративного управления, применяемых финансовыми организациями, в том числе путем установления дополнительных требований по самооценке систем управления рисками и внутреннего контроля.
Статьи по теме:
Управление ликвидностью коммерческого банка
Как уже отмечалось, выполнять задачу управления ликвидностью, поддержания ее на требуемом уровне коммерческий банк должен самостоятельно путем проведения экономически грамотной политики во всех областях своей жизнедеятельности и соблюдения требований, предъявляемых к нему со стороны Национального б ...
Специфика деятельности страховых брокеров
Развитие риск-менеджмента на предприятиях и повышение качества спроса на страховые услуги постепенно увеличивает значимость роли таких страховых посредников, как страховые брокере. На Западе высокий уровень развития института страховых брокеров способствует росту эффективности всей системы страхова ...
Последствия
дефолта
В последефолтные (1999 - 2004) годы российская банковская система росла опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. Если до дефолта рост активов российских банков обеспечивался главным образом за счет увеличения ликвидности, как рублевой, так и валютной, т.е. посредством обслуживания отто ...