Крупнейшие игроки на рынке банковских услуг - "Внешторгбанк", "Внешэкономбанк", "Россельхозбанк" и "Сбербанк России" частично или полностью принадлежат государству. Особняком в рамках банковской системы страны стоят также "Газпромбанк" и "Банк Москвы". В итоге, всего шесть контролируемых государством банков занимают значительную долю рынка - 55%. Самыми крупными являются "Сбербанк России" (138 место из 1000) и "Внешторгбанк" (185 место).
Однако нельзя забывать, что в целом данная отрасль отличается катастрофической дифференциацией: 1000 банков, отсчитанных с конца национального рейтинга, в совокупности располагают всего лишь 5% активов, 4% кредитного портфеля и 3% вкладов населения. Другими словами, подавляющее большинство российских банков - это настоящие "карлики" без капитала и без кредитного портфеля[16].
В итоге, на российском рынке банковских услуг складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны - мощь крупных банковских гигантов, поддерживаемых государством. С другой - множество мелких банков, сидящих без капитала, но, несмотря на это, зарабатывающих прибыль и постепенно расширяющих свою сеть. Данная ситуация легко объяснима: правильно выбранная стратегия может обеспечить прибыльность банковского бизнеса на долгие годы.
Банковские конкурентные стратегии, описанные во второй главе данной работы, почти никогда не встречаются в чистом виде на рынке. Однако, проанализировав структуру капитала, проводимую политику, клиентскую базу банка, становится понятно, к какой стратегии в большей степени тяготеет организация. В данной главе будут рассмотрены конкретные примеры банков, придерживающихся той или иной стратегии. Таким образом, будет доказано, что банковские конкурентные стратегии - это не теоретическое понятие, а реальный банковский инструмент. Кроме того, на основании данных о структуре капитала, ликвидности активов, географического охвата бизнеса будет показана успешность банков, использующих разные конкурентные стратегии.
Для рассмотрения не были взяты организации, занимающие лидирующие позиции в банковских рейтингах. Это обусловлено тем, что деятельность таких структур обусловлена не рыночной логикой, а, скорее, директивными предписаниями и историческим прошлым. Цель данного анализа показать, что самый обыкновенный банк, не располагающий значительным капиталом, при выборе конкурентной стратегии в соответствии со своими особенностями и внешними факторами, способен занять лидирующее положение в своей нише, быть конкурентоспособным по отношению к "топовым" банкам.
Порядок анализа банков соответствует очередности изложения стратегий выше: минимизация издержек, дифференциация и фокусирование.
В рамках стратегии минимизации издержек, будет рассмотрено ОАО "АКБ "Авангард", учрежденное в 1994 году Кириллом Миноваловым. На 01.02.20011 чистые активы банка составили 56 760 043 тыс. рублей, а прибыль - 11 461 тыс. рублей. Казалось бы, какие могут быть конкурентные преимущества у банка, занимающего 69 место по активам и 219 по прибыли среди российских банков. Но, несмотря на это, банк Авангард стабильно занимает третье место в рейтинге самых народных банков (см. Приложение), а активы за 10 лет увеличились в 14 раз.
Рис. 7. Динамика активов банка Авангард.
Банк Авангард использует стратегию минимизации издержек. Это подтверждается, в первую очередь, позиционированием в качестве интернет-банка. Действительно, большинство услуг банк предоставляет через Интернет, что существенным образом снижает затраты банка.
Проведем сравнительный анализ операционных расходов банка Авангард и Сбербанка.
Показатели |
Банк Авангард |
Сбербанк |
Отношение заработанной платы сотрудников к общей сумме операционных расходов (ОР). |
45,89% |
56,1% |
Отношение затрат на рекламу и маркетинг к ОР. |
2,89% |
9,54% |
Отношение затрат на консультационные услуги сторонних организаций к ОР. |
0,48% |
6,1% |
Отношение затрат на информационных и телекоммуникационных услуг к ОР. |
41,56% |
32,53% |
Статьи по теме:
История ипотечного
кредитования в России
Вместе с тем необходимо заметить, что в России существуют и мнительные трудности экономического и правового характера, препятствующие быстрому развитию ипотеки. Высокий уровень инфляции до последнего времени не способствовал вложению денег предпринимателями в долгосрочные проекты. Выдача кредитов н ...
Способы обеспечения кредита
Банковское законодательство РФ предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться под различные формы обеспечения кредита. Для предварительного обеспечения интересов кредитора и для получения им гарантий надлежащего исполнения должником своих обязанностей законодательств ...
Пенсионные фонды
Негосударственный пенсионный фонд - это некоммерческая организация, которая создается частными лицами или организациями и не ставит своей целью получение прибыли. НПФ только накапливает средства, а получением прибыли занимается специализированная управляющая компания, которая размещает накопленные ...