На сегодняшний день развитие мировых и региональных фондовых рынков идет в направлении усиления взаимодействия, которое характеризуется допуском зарубежных участников рынка, проведением торгов ценных бумаг иностранных государств и другими тенденциями, характеризующими финансовую глобализацию. Все в большей степени увеличивается число участников рынка. Либерализация фондовых рынков развивающихся стран и СНГ ведет их в направлении интеграции в мировой и региональный рынки ценных бумаг.
Можно выделить три возможных вектора развития фондовых рынков в странах СНГ.
1. В условиях современной тенденции взаимодействия бирж как в развитых, так и развивающихся странах торговые площадки на постсоветском пространстве идут в направлении сотрудничества. Первый вектор развития проявляется двояко.
С одной стороны, биржи в рамках СНГ находятся в стадии поиска стратегических партнеров. Национальные фондовые рынки заинтересованы в сотрудничестве с более развитыми биржами (например, проведение IPO), тем самым проявляется их ориентация на региональные и мировые рынки.
С другой стороны, постсоветское пространство становится сферой интересов зарубежных бирж, стратегия развития которых направлена на расширение географии деятельности и налаживании стратегического партнерства с биржами стран СНГ.
2. Второй вектор предполагает ориентацию на национальный рынок без взаимодействия с зарубежными рынками.
3. Третий вектор характеризуется сотрудничеством фондовых рынков на постсоветском пространстве. Экономическая взаимозависимость стран СНГ вызывает интерес и необходимость во взаимодействии участников фондового рынка Содружества.
Нынешние тенденции свидетельствуют о том, что наиболее вероятно пока развитие в рамках одного из первых двух векторов.
На сегодняшний день взаимодействие с зарубежными рынками происходит в форме ухода финансовой активности, заключающейся в проведении первичного размещения акций компаниями из стран СНГ на международном рынке. В настоящее время в связи с экономическим развитием стран СНГ и необходимостью привлечения компаниями дополнительного капитала появляется необходимость в проведении IPO. В последние годы проявляется четкая тенденция, характеризующаяся активным стремлением компаний стран СНГ к выходу на зарубежные рынки. Только за 2005 г. поступления от IPO в регионе СНГ составили 6,8 млрд. долл., что более чем в пять раз превышает показатель 2004 г. (рис.16).
Рис. 16 Поступления от IPO компаний из стран СНГ, млн. долл.
Лидерами по размещениям на крупнейших фондовых рынках (Лондон, Нью-Йорк) выступают в основном российские компании, на которые приходится 74% поступлений от IPO по странам СНГ в 2004-2005 гг. Казахстан выручил порядка 22%, причем Казахстан выступает единственной страной СНГ (наравне с Россией), объем привлеченного капитала которого превышал 1 млрд. долл. в 2005 г., что было обеспечено за счет размещения акций казахской металлургической компании Kazakhmys PLC на международном рынке[1]. Среди других стран СНГ только Украина занимает достаточно заметное положение на рынке публичных размещений акций (на нее приходится около 2% поступлений). На остальные страны региона приходится около 2% публичных размещений.
Помимо Лондонской и Нью-Йоркской фондовых бирж, активна в привлечении компаний из стран СНГ на IPO Франкфуртская фондовая биржа (входящая в холдинг Немецкой биржи), которая разрабатывает стратегию взаимодействия со странами с переходными экономиками.
Статьи по теме:
История развития бирж и биржевой деятельности
Точно сказать, когда родилась биржа, трудно. Ещё с давних времен купцы собирались в определенном месте, чтобы найти покупателя, получить деловую информацию, и, прежде всего сведения о последних ценах на те или иные виды товаров. Такие собрания проходили в Древнем Риме с конца II в. до нашей эры. В ...
Совершенствование методики оценки кредитоспособности физических лиц
Как показывает опыт развития отечественных и зарубежных банков, проблема совершенствования системы кредитования, в том числе определения уровня кредитоспособности заявителя, в настоящее время не теряет своей актуальности, поэтому требует дополнительного теоретического и методологического переосмысл ...
Государственный надзор за осуществлением страховой деятельности
Государственный страховой надзор Кыргызской Республики является органом государственного управления, проводящим единую политику в области регулирования страховой деятельности на территории Кыргызской Республики и обеспечения наиболее полного удовлетворения страховых потребностей юридических и физич ...