6) Сведения о кредитной операции – цель и вид кредита; валюта выдачи и погашения; срок кредитования; процентная ставка, эффективная процентная ставка; установленный режим погашения кредита и процентов; лимиты кредитования; вид, достаточность, ликвидность обеспечения, его оценка, результаты проверок обеспечения; предполагаемые источники погашения кредита; прогнозируемое и фактическое движение денежных средств; фактический срок погашения кредита и процентов; изменение сроков погашения (в том числе промежуточных); классификация кредита по группе риска; наличие у должника планов действий на случай возникновения финансовых трудностей.
7) Иные сведения, позволяющие объективно оценить способность должника исполнить свои договорные обязательства.
4. Необходимо объединить информацию централизованных кредитных регистров стран – членов СНГ, создать единую базу данных по заемщикам внутри союза. Чтобы между ними на регулярной основе был налажен обмен информацией о кредитной задолженности и внебалансовых обязательствах юридических лиц.
5. Необходимо, чтобы в Кредитный регистр предоставляли информацию о субъекте кредитной истории не только банки, но и небанковские кредитные организации, а также необходимо активное сотрудничество и с ломбардами, страховыми и лизинговыми компаниями, торговыми сетями, предоставляющими услуги и продукты в кредит, операторами мобильной связи и органами государственной власти, то есть в конечном итоге Кредитный регистр будет иметь информацию не только о банковских операциях, кредитах, но и о других операциях: коммунальных платежах, договорах займов, других обязательствах, наличии штрафов, пеней и прочее.
Эксперты отмечают, что в идеале Кредитный регистр должен накапливать еще целый ряд сведений о заемщике, которые по закону не могут быть подвергнуты публичной огласке. Например, крайне важной эксперты считают информацию о психическом состоянии кредитополучателя.
6. Необходимо, чтобы Кредитный регистр РБ начал предоставлять дополнительные услуги: идентификация заемщиков, проверка их паспортных данных, предупреждение попыток мошенничества, оценка кредитных портфелей банков по информации, содержащейся в кредитных историях.
7. Чтобы побудить кредитные организации активно работать с клиентами, имеющими кредитные истории, нужно отнести все кредиты, выданные заемщикам без кредитных историй, в группу необеспеченных. Это очень жестко, но на переходный период – правильно, ибо банки поймут свою выгоду от работы с клиентами, имеющими кредитные истории, только через определенное время и только в условиях массовости функционирования Кредитного регистра.
8. В то же время представляется целесообразным создать в РБ частные коммерческие и некоммерческие (функционирующие за счет финансирования банков, заинтересованных в получении информации о клиентах и контрагентах) организации с функциями Кредитного регистра. В Беларуси после 2010 г. планируется создать частные кредитные бюро. Об этом сообщил 12 ноября 2010 г. член Совета директоров Национального банка РБ, начальник главного управления банковского надзора Сергей Дубков на третьей международной конференции «Розничные банковские услуги: тенденции и перспективы» в Минске, организованной ОАО «Белагропромбанк» [25].
Вывод:
таким образом, необходимо и дальше расширять базу данных Кредитного регистра и внедрять новые продукты и услуги, так как банки и иные кредитные учреждения, являющиеся участниками Кредитного регистра, получают возможность уменьшить собственные расходы на сбор информации о личности заемщика, что может продолжаться неделями, и соответственно, принимать выверенные решения относительно предоставления кредита. Наличие положительной информации в кредитной истории заемщиков позволяет значительно сократить срок оформления кредита, получать кредитные ресурсы по привлекательным ставкам, с более низкими требованиями по обеспечению.
Статьи по теме:
Современное состояние страхования от огня в России
В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 ...
Модели банковских систем
Как уже было отмечено ранее, банковская система представляет единое целое, части которого находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, а сама система одновременно зависит от свойств этих частей. Банковская система любой страны сформировалась в результате развития национальной экономики, ...
Добровольное медицинское страхование
ДМС аналогично обязательному и преследует ту же социальную цель – предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем страхового финансирования. ДМС является дополнением к обязательному страхованию. Осуществляется оно на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополн ...