Национальный банк РБ уже готовит нормативную базу, касающуюся деятельности таких организаций в РБ.
3. Так как интерес к Кредитному регистру в РБ со стороны банков растет, особенно со стороны тех банков, которые ориентированы на мелкие кредиты, экспресс-кредиты (такие кредиты часто выдаются без справки о доходах, и решение о выдаче нужно принять достаточно быстро), то нужно, чтобы кредитная история позволяла получить необходимую информацию о потенциальном кредитополучателе. Поэтому, необходимо, чтобы Кредитный регистр РБ рассчитывал общую оценку кредитного риска субъекта кредитной истории на основе различных показателей (социально-демографических параметров, таких, как дата рождения, семейное положение, статус проживания, статус занятости, дата найма на работу и т. д., а также данных из кредитной истории регистра). Эта оценка ориентирована на оценку среднего заемщика и отображает степень риска при выдаче кредита обратившемуся за ним лицу.
В целях упрощения принятия решения о предоставлении кредита банками необходимо, чтобы информации, содержащейся в кредитной истории, присваивались определенные баллы. Сумма этих баллов даст общий итог кредитной истории. И, наоборот, за просрочку кредита и какие-то другие погрешности, необходимо будет отнимать баллы. Каждая кредитная история будет иметь какой-то определенный балл. Эти баллы будут ранжироваться по группам: низкая, средняя и высокая. Если, например, кредитная история попадает в низкую группу, то это ненадежный клиент и если банк выдаст ему кредит, то он возьмет на себя крупный кредитный риск. Если же кредитная история попадет в высокую группу, то это, наоборот, надежный клиент.
Другими словами, кредитная история – это финансовая репутация потребителя, степень доверия к нему различных финансовых, государственных и частных компаний [24, с. 47].
Оценка кредитного риска будет предполагать анализ совокупности количественных и качественных факторов, позволяющих оценить степень кредитного риска (размер рисков) и качество управления риском (наличие процедур управления и их адекватная реализация).
Так, для оценки кредитного риска при кредитовании юридических лиц, необходимо накапливать в базе данных Кредитного регистра следующую количественную и качественную (экспертную) информацию:
1) Общие сведения о клиенте – его наименование, юридический адрес, идентификационный номер налогоплательщика, год создания, основные собственники; руководители, их образование, опыт, качество работы (эффективность работы, преодоление возможного кризиса в прошлом, частота и причины смены руководства); численность персонала; сведения о судебных постановлениях, а также о совершаемых процессуальных и исполнительных действиях в отношении должника (решение суда о запрете на занятие отдельными лицами руководящих должностей, информация о процедурах банкротства).
2) Сфера деятельности клиента – вид деятельности, отрасль экономики (разным отраслям присущи разные риски); экономическая ситуация в отрасли (например, рост, спад, кризис); основная номенклатура производимых товаров, работ, услуг; анализ конкурентоспособности должника и его преимуществ (доля клиента на рынке в соответствующей отрасли и регионе, основные конкуренты, эффективность используемых технологий, системы ценообразования, видов производимых товаров); производственные (торговые, складские) мощности (площади); особенности хозяйственного цикла (цикличность денежных потоков, связанная с покупкой сырья, ценой, процессом производства и сбыта, риском неплатежа, сезонная зависимость); стратегия ведения бизнеса (перспективы, выполнение планов).
3) Взаимоотношения клиента с банком – наличие счетов и депозитов в банке; средние обороты по счетам; наличие кредитной истории в банке, ее продолжительность и качество; наличие задолженности по ранее осуществленным активным операциям (в том числе не погашенной в срок) и процентам; требуемый и сформированный резерв; характеристика ранее установленных лимитов; соблюдение платежной дисциплины; направления сотрудничества с другими банками; сведения о контактах с клиентом по вопросам выдачи, мониторинга, погашения кредита.
4) Финансовое состояние клиента – данные бухгалтерской и иной отчетности; коэффициенты финансового анализа (коэффициенты оборачиваемости, прибыльности, ликвидности, рентабельности); данные анализа структуры баланса (оценка активов и пассивов), рисков и доходности; источники финансирования (финансовая независимость).
5) Оценка финансового состояния (платежеспособности) клиента; скоринговая оценка; внутренний рейтинг банка; кредитный рейтинг, присвоенный международным рейтинговым агентством (его изменение).
Статьи по теме:
Бухгалтерский учет начисленных и полученных банком-кредитором процентов
Когда срок ссуды превышает один месяц, то в последний рабочий день каждого месяца, если этот день не является днем получения процентов, осуществляются проводки: Д-т сч. 47427 "Требования по получению процентов"; К-т сч. 61301 "Доходы будущих периодов по кредитным операциям"; при ...
Принципы организации безналичных расчетов
Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных ресурсов различных хозяйствующих субъектов, формирование ...
Сущность и виды банковских депозитов
Фундаментом функционирования банка как финансового посредника является его ресурсный потенциал. Мощность банковской системы, ее роль и место в финансовой системе и экономике страны определяются объемом ресурсов, которые концентрируются в коммерческих банках. Управление финансовыми ресурсами коммерч ...