Рис. 3. Стадии кругооборота ссужаемой стоимости
В процессе кругооборота ссужаемой стоимости принцип возвратности пронизывает все движение кредита и является всеобщим и объективным свойством любой кредитной сделки. Следовательно, нарушение по каким-либо причинам всеобщего свойства кредита приводит к возникновению негативных последствий, убытков, потерь от возврата ссуды, т. е. к кредитному риску.
В настоящее время известен широкий ряд экономико-математических моделей прогнозирования портфелей потребительских ссуд - однородных, стандартных (индивидуальных) и нестандартных. К ним относятся такие модели, как «Жизненные циклы», «Качество происхождения», «Сезонность», «Скользящие средние», «Матрицы миграции», «Кривые риска в "поколении"». Анализируя эти формы, можно выделить два подхода к прогнозированию рисков портфеля потребительских кредитов.
Первый подход включает следующие этапы:
- скоринговую оценку финансового положения заемщиков;
- определение критерия репрезентативной выборки;
- распространение качества репрезентативной выборки на весь портфель отдельного вида розничных кредитов.
Второй подход к прогнозированию рисков отличается большей конкретизацией и имеет дополнительные этапы, связанные с критериями определения выборки: - расчет вероятности дефолта по портфелям с розничным сроком погашения и просрочки;
- расчет коэффициентов эффективности взыскания по розничным портфелям в зависимости от их качества и вида.
Для коммерческих банков представляется целесообразным использовать все имеющиеся модели с целью сглаживания недостатков каждой из них и определения среднего уровня прогнозирования совокупного дефолта по розничному кредитному портфелю.
Кредитные риски и методы управления портфелем банка по потребительским ссудам обладают определенной спецификой. Система оценки кредитного портфеля потребительского кредита включает в себя:
- выбор критериев оценки;
- способ оценки качества элементов и сегментов кредитного портфеля;
- определение методов классификации элементов по группам риска;
- оценку качества кредитного портфеля в целом на основе системы финансовых коэффициентов;
- оценку качества кредитного портфеля на основе его сегментации.
Одним из способов оценки качества является анализ структуры кредитного портфеля. В мировой практике известно много критериев сегментации кредитного портфеля. К важнейшим из них можно отнести:
- субъектов кредитования;
- объектов и назначения кредита;
- сроки кредитования;
- размер ссуды;
- наличие и характер обеспечения, источники и методы погашения кредитов, кредитоспособность заемщика;
- отраслевую принадлежность заемщика.
Структурный анализ проводится для выявления излишней концентрации кредитных операций в одном сегменте, доли крупных ссуд и ссуд, предоставленных заемщику с низкой степенью кредитоспособности, что повышает степень совокупного кредитного риска.
Важное значение имеют анализ и группировка потребительского кредита по качеству. Под качеством кредита понимается степень кредитного риска по данной ссуде. Уровень показателя качества потребительского кредита обратно пропорционален уровню кредитного риска (чем выше качество ссуды, тем меньше вероятность ее невозврата или задержки погашения, и наоборот). При этом в отличие от показателей кредитного риска качество кредита кредитного портфеля банка - это реальная величина, определяемая по уже предоставленным банком кредитам. Можно рассмотреть кредитный портфель на примере Банка «Возрождение» и Банка Москвы (рис. 4 и 5).
Статьи по теме:
Основания и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну
В соответствии со ст. 121 БК, сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским организациям (аудиторам – индивидуальным предпринимателям), осуществля ...
Рынок страхования финансовых рисков. Страхование товарного кредита
Товарный кредит предназначен для кратковременного финансирования торговых операций. Как правило, основной гарантией данного вида кредита служит товар, являющийся объектом сделки. Товарный кредит предлагает новые возможности, в первую очередь, для следующих групп клиентов: предприятия, занимающиеся ...
Сущность и особенности банковской конкуренции
В данной работе мы будет говорить о стратегии как о методологическом инструменте, позволяющем организации обеспечить конкурентное преимущество на целевых рынках. Естественно, конкуренция на рынке банковских услуг существенно отличается от конкуренции на иных финансовых рынках. Во второй половине XX ...