Механизм формирования конкурентной стратегии банка - совокупность форм, методов и принципов в отношении разработки конкурентной стратегии, применяемых кредитной организацией, с учетом состояния факторов внешней и внутренней среды банка в данный момент времени.
Процесс разработки конкурентной стратегии в банке состоит из последовательности следующих шагов:
1. Идентификация текущей конкурентной позиции банка на кредитном рынке. Анализ преимуществ и слабостей в сравнении с конкурентами;
2. Анализ внешней среды банка - исследование макроэкономических, социальных, политических и иных факторов, оказывающих прямой или косвенное влияние на деятельность банка;
3. Отраслевой анализ кредитного рынка;
4. Выбор стратегии банка на кредитном рынке;
5. Реализации стратегии банка - анализ эффективности и рисков от реализации каждой из альтернатив;
6. Контроль за реализаций банковской стратегии, оценка ее эффективности.
Для идентификации текущей конкурентной позиции банка эксперты используют метод SWOT-анализа.
Рис.1.
SWOT
-анализ конкурентной позиции банка
[8]
.
Взаимосвязь имеющихся ресурсов с конкурентными возможностями внешней среды - наиболее благоприятная позиция банка на рынке. Стратегия, в данном случае, имеет целью защитить внутренние сильные стороны с помощью нахождения адекватной комбинации требуемых ресурсов для получения конкурентного преимущества с одной стороны и удовлетворить существующие потребности в соответствии с возможностями внешней среды с другой. При оптимальном сочетании имеющихся ресурсов с благоприятной внешней средой, банк может расширить филиальную сеть в регионах, расширить деятельность в сфере лизинговых и факторинговых услуг, либо развивать кредитование крупных предприятий реального сектора и т.д.
Если банку присущи определенные слабые стороны, однако рынок дает большие возможности для роста и развития, то организации следует выбрать оптимальную рыночную позицию так, чтобы обратить слабости в сильные стороны. Развитие кредитования малого бизнеса, нетрадиционных банковских услуг; концентрация на обслуживании связанных структур и создание дочерних лизинговых и факторинговых компаний - одни из наиболее успешных решений в сложившейся обстановке.
Банку следует проводить оборонительную стратегию, если сильные внутренние стороны сочетаются с отрицательными внешними условиями, с целью фокусирования на более многообещающих сегментах. Например, расширение набора кредитных услуг, предлагаемых действующим клиентам, развитие филиальной сети в регионах, увеличение доли низкорискованных кредитов в структуре баланса и т.д.
Слабость банка с угрозами рынка чаще всего ведет в ликвидации бизнеса.
Внутренние факторы, влияющие на конкурентную позицию банка, условно могут быть разделены на две группы: финансовые и нефинансовые. К финансовым факторам относятся следующие показатели:
• Объем и структура кредитного портфеля;
• Доходность кредитных операций;
• Доля просроченных ссуд;
• Доля банка на кредитном рынке;
• Достаточность капитала;
• Ликвидность банка.
Данные показатели влияют на устойчивость банка, объем совершаемых операций, но они не доступны и не понятны клиентам. Хотя позиционирование - это место банка в голове покупателя его услуг.
В отличие от первого, нефинансовые факторы оцениваются именно потребителями банковских услуг. Сюда относятся такие факторы, как:
• Время рассмотрения кредитной заявки;
• Степень дифференциации кредитных продуктов;
• Квалификация персонала;
• Автоматизация кредитной работы;
• Наличие адекватной методики оценки кредитных рисков;
• Качественный состав основных клиентов банка;
• Привлекательность условий кредитования;
• Деловая репутация банка.
Внешние факторы или возможности и угрозы рынка также значительно влияют на стратегию, проводимую банком. На данной таблице представлены основные показатели, влияющие на конкурентную позицию банка.
Статьи по теме:
Влияние кризиса на состояние российского рынка
ипотечного кредитования
В 2008 году на рынке ипотечного кредитования в России наблюдались существенные изменения. Условия кредитования значительно усложнились, в результате чего сузился круг заемщиков. Основной причиной этих проблем являлся ипотечный кризис в США. Дело в том, что до кризиса в Америке для выдачи денег заем ...
Органы управления НБ, его организационная структура
НБ представляет собой единую централизованную систему, состоит из центрального аппарата и подведомственных ему учреждений. Национальный банк создает на территории Республики Беларусь на правах своих филиалов Главные управления (ГУ) и их отделения, действующие от имени НБ. Главные управления возглав ...
Имущество банка. Порядок формирования уставного фонда
Под имуществом банка следует понимать совокупность активов и пассивов. К пассивам банка относятся: 1) уставный капитал; 2) резервные фонды. Активы могут быть разделены на текущие, к которым относятся денежные средства, денежные обязательства банка, учтенные векселя, ценные бумаги, иностранная валют ...