С начала нынешнего десятилетия мы стали свидетелями бурного роста розничного кредитования в России, причем именно ипотеке в этом процессе отводилась особая роль. Так, если первоначально розничный бизнес банков преимущественно сводился к выдаче автокредитов и беззалоговому кредитованию в торговых сетях, то уже к концу 2007 г. на долю ипотечных кредитов приходилось около четверти совокупного розничного портфеля российских банков (примерно триллион рублей).
Разразившийся в 2008-м мировой финансовый кризис вынудил банки резко сократить выдачу новых ипотечных кредитов. Если в рекордном третьем квартале 2008 г. российские банки смогли выдать ипотечных кредитов на общую сумму почти 200 млрд руб., то в первом квартале 2009-го этот показатель упал в восемь раз - до уровня 25 млрд руб. Такое резкое сжатие ипотечного рынка стало результатом сложения действий нескольких факторов.
Во-первых, многие банки столкнулись с кризисом ликвидности, связанным с дефицитом ликвидных средств для выплаты текущих обязательств, что делает невозможным выдачу новых долгосрочных кредитов на сроки свыше десяти лет.
Во-вторых, стало резко ухудшаться общее качество кредитного портфеля, что затронуло и ипотечные кредиты. Неконтролируемый рост просроченной задолженности вынудил банки свернуть кредитование вплоть до стабилизации ситуации, что необходимо для адекватной оценки рисков при выдаче новых кредитов.
В-третьих, почти все российские банки столкнулись с проблемой доступа на международные рынки капитала (то есть долгосрочных пассивов, так необходимых для ипотечного кредитования).
И, наконец, в-четвертых, существенный кризисный рост ипотечных ставок на фоне ухудшения благосостояния населения резко сократил спрос на ипотеку.
По мере того как ситуация в банковском секторе стабилизировалась (в том числе благодаря активной позиции государства), ипотечный рынок стал быстро восстанавливаться, о чем свидетельствуют данные официальной статистики. Так, в третьем квартале нынешнего года российские банки выдали ипотечных кредитов почти на 150 млрд руб., что в шесть раз превзошло минимальный кризисный уровень первого квартала 2009-го. Аналогичное соотношение мы видим и в количестве выданных банками кредитов. Если в первом квартале 2009 г. банки смогли выдать лишь около 20 тыс. кредитов, то в третьем квартале 2010-го их получили 120 тыс. заемщиков. В целом эти цифры лишь немного не дотягивают до рекордных докризисных показателей 2008 г., и можно заключить, что российский ипотечный рынок фактически восстановился после кризисного шока.
Уникальность такого быстрого восстановления ипотечного рынка заключается прежде всего в особых преимуществах ипотечных кредитов на фоне других банковских продуктов.
Кризис резко ухудшил финансовое состояние российских компаний и предприятий, снизив их кредитоспособность. Для многих стало невозможным получение банковского займа из-за несоответствия требованиям кредитной политики банков. С другой стороны, общий экономический спад снижает спрос на продукцию реального сектора экономики, и даже финансово устойчивые компании перестают нуждаться в банковских займах. Немногие оставшиеся предприятия с достаточной финансовой стабильностью и потребностью в кредитовании стали объектом острой конкуренции между российскими банками, которым фактически некуда стало размещать ресурсы. В результате многие из них стали вынужденно свертывать бизнес, отказываясь от дорогих пассивов.
Статьи по теме:
Расчеты платежными поручениями
При безналичных расчетах допускается использование платежных поручений, чеков, аккредитивов и платежных требований-поручений. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором. Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать ...
Основания и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну
В соответствии со ст. 121 БК, сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским организациям (аудиторам – индивидуальным предпринимателям), осуществля ...
Сущность и особенности банковской конкуренции
В данной работе мы будет говорить о стратегии как о методологическом инструменте, позволяющем организации обеспечить конкурентное преимущество на целевых рынках. Естественно, конкуренция на рынке банковских услуг существенно отличается от конкуренции на иных финансовых рынках. Во второй половине XX ...