Здесь важно также сказать о лекарствах, важной составляющей реформы монетизации льгот. Как известно, раньше лекарства предоставлялись бесплатно. В первом квартале 2005 года в регионы было поставлено около 8 млрд. рублей на лекарственные средства. По данным Счетной Палаты РФ, граждане предъявили более 23,5 млн. рецептов, из которых обслужено было 95%. 4% находятся на отсроченном обслуживании. Уровень отказа около 1 %. Но в действительности же 60% нуждающихся в лекарственных средствах не способных их получить.
Также негативно реформа сказалась еще на одном аспекте медицины.
Закон о монетизации льгот лишил Россию доноров. По мнению врачей, недальновидность государственной политики в области донорства и реализация печально знаменитой "льготной" реформы привела к тому, что стране теперь катастрофически не хватает крови. С нового года почетным донорам, самым активным "поставщикам" крови, многочисленные натуральные льготы заменили на 500 рублей в месяц. За последнее время уже несколько москвичей заразились СПИДом при переливании крови. В условиях тотального дефицита доноров кровь превратилась в высокодоходный объект бизнеса. Частные фирмы отправляют в российскую глубинку экспедиции за кровью, а затем перепродают ее в крупных городах.
Доход от подобных "сделок" достигает полутора тысяч процентов. При этом контроля за этой незаконной деятельностью практически нет.
Кроме того, по сведениям правительства, количество регионов, которые реализуют реформу монетизации в полной мере, составило 38 регионов (т.е. менее половины), 14 регионов оставили все льготы в натуральном выражении, остальные регионы перешли на смешанную систему - то есть оставили часть льгот в натуральном выражении, часть заменили денежными выплатами.
С другой стороны, реформа достигла целей в повышении доходов государства. Приведем данные. Наряду с ростом расходов пенсионеров, доходы государства выросли: по оплате жилья и жилищно-коммунального хозяйства на 30%, телефон - 75%, городской общественный транспорт 25% (Федеральная Служба Государственной Статистики).
В начале декабря состоялась конференция "Монетизация льгот: итоги года", на которой выступил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Владимир Стародубов. На этой встрече была дана оценка процесса монетизации и рассмотрены вопросы, связанные с этой реформой.
В частности В. Стародубов отметил, что в стране значительно - с 31 % до 54% увеличилась численность людей, позитивно относящихся к монетизации льгот. Возросло и число льготников: к концу году их стало больше почти на миллион. При этом 16 из 145 млн. россиян - федеральные льготники, еще 35 млн. - региональные. Но выплаты в связи с этим увеличатся незначительно: от 167 млрд. рублей в 2005 году до 209 млрд. в 2006 году. В текущем году впервые был введен электронный учет льготников. По словам В. Стародубова, созданная информационная база позволит лучше обеспечить граждан необходимыми средствами. Самая "болевая" область реформы - лекарственное обеспечение, где накопилось набольшее количество претензий с начала года. Из бюджета на эти цели выделено 36,2 млрд. рублей, выписано 117, 5 млн. льготных рецептов, из них обслужены - 11,2 миллиона льготников. Всего по регионам количество льготных рецептов выросло в четыре раза. Услугами санаторно-курортного лечения в текущем году воспользовались 1 млн. 50 тыс. человек, или 7% от общего числа льготников. За 11 месяцев транспортными льготами воспользовались 280 млн. человек. Ключевой критерий эффективности реформы, по мнению Стародубова, это число оставшихся в системе льготного обеспечения. В 2005 году систему натуральные льготы предпочли 54% граждан, остальные выбрали денежный эквивалент. По его словам, в основном, денежные льготы предпочитают регионы с низким социально-экономическим развитием.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Реформа не является в полной мере целесообразной, так как требует значительных, превышающих запланированные затрат. Финансовые показатели четко указывают на недочеты, проявившиеся уже в первом полугодии реализации ФЗ-122.
Статьи по теме:
Перспективы развития спектра продуктов и услуг Кредитного
регистра РБ
1. Необходимо ввести в Кредитном регистре РБ систему рейтингов субъектов хозяйствования и скоринг-систему. Информация, содержащаяся в регистре, должна использоваться для проведения национальных статистических исследований, присвоения скорингов и рейтингов субъектам хозяйствования. Сам по себе скори ...
Опасность демпинга для страховщика
По своей сути главной идеей в страховании является то, что страховой полис представляет собой финансовое обязательство, которое страховая компания обязуется выполнять при наступлении страхового случая. При этом из собранных страховой компанией премий формируются страховые резервы на выплаты по убыт ...
Лицензирование страховой деятельности
Лицензия - это разрешение заниматься определенной деятельностью как исключение из общего запрета. Для начала осуществления своей деятельности страховая организация в установленном законодательством порядке должна получить лицензию на право осуществления страховой деятельности за плату, размеры кото ...