- выплаты другим кредитным организациям или резкое увеличение числа запросов от них о финансовом состоянии клиента;
- манипуляции клиента с чеками.
Банки используют различные статистические (вероятностные) методы оценки риска банкротства предприятий, претендующих на получение банковских кредитов. Эта вероятность может быть выражена с помощью баллов (score), и потому подобный метод носит название «скоринга».
Существуют разные варианты скоринга. Для оценки риска банкротства предприятия чаще всего используют показатели, рассчитанные на основе данных его баланса и отчета о результатах деятельности. Многие банки, чтобы добиться более точных оценок, комбинируют по своему усмотрению различные показатели и коэффициенты.
Скоринг часто используют для оценки кредитоспособности физических лиц.
В конечном счете, методики анализа финансового состояния заемщика сводятся к двум ключевым пунктам:
- берется группа показателей, на базе которых рассчитываются коэффициенты, характеризующие различные стороны деятельности заемщика;
- полученные значения коэффициентов сравниваются со значениями, рекомендованными в качестве нормативных (или критических).
При практической реализации этой технологии приходится решать ряд проблем.
Проблема первая – сколько и каких показателей использовать для анализа.
Количество расчетных коэффициентов, рекомендуемых для анализа финансового состояния, может быть неограниченно велико. Общее правило такое: цель анализа должна определять количество и набор необходимых коэффициентов. «Необходимые» - это тот минимальный круг значимых (независимых) коэффициентов, анализ которых будет признан обязательным. Остальные будут считаться вспомогательными и их можно анализировать во вторую очередь, если в этом будет необходимость. Отсюда ясно, что верный выбор перечня анализируемых коэффициентов зависит, в конечном счете, от экономической квалификации кредитного работника.
Мировая банковская практика выработала много разнообразных групп финансовых коэффициентов, которые в принципе могут использоваться для анализа финансового состояния заемщика. Наиболее известной можно считать следующую их классификацию.
Коэффициенты ликвидности:
- коэффициент текущей ликвидности. Данный показатель оценивается следующим образом: 1,0 и более – отлично, от 0,75 до 0,99 – хорошо, от 0,5 до 0,74 – удовлетворительно, менее 0,5 – неудовлетворительно;
- коэффициент покрытия. Данный показатель оценивается следующим образом: до 1,0 – неудовлетворительно; от 1,0 до 1,49 включительно – удовлетворительно; от 1,5 до 1,74 включительно – хорошо; более 1,74 – отлично.
- коэффициент независимости. Значения данного показателя оцениваются следующим образом: 60% и более – отлично; от 30 до 60% - хорошо, менее 30% - удовлетворительно.
Коэффициенты эффективности (оборачиваемости):
- коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности, до 30 дней – отлично, до 60 дней – хорошо, до 90 дней – удовлетворительно, более 90 дней – неудовлетворительно;
- коэффициент оборачиваемости запасов товарно-материальных ценностей промышленных предприятий, от 20 до 40 дней - хорошо; от 10 до 20 дней или от 40 до 60 дней – удовлетворительно; менее 10 или более 60 дней – неудовлетворительно;
Статьи по теме:
Необходимость и сущность кредита
Кредит – предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно–денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, г ...
Инструменты
управления
Инструменты управления подразделяются на общебанковские и относящиеся к конкретным направлениям деятельности банка Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов (коэффициентов), регулирующих деятельность банка. К обще банковским инструментам относятся: банковска ...
Правовое регулирование ОАО «Сбербанка»
Специалист по обслуживанию частных лиц несет ответственность за: Своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей и порученных ему работ. Выполнение плановых заданий Своевременное и качественное обслуживание клиентов ВСП с соблюдением утвержденных стандартов серв ...