Доводы Фридмана в защиту правил могут быть разбиты на ряд утверждений. Утверждение 1. Денежно-кредитная политика сильно влияет на реальную экономику в краткосрочном периоде. Однако в более долгосрочном периоде изменения в предложении денег воздействуют прежде всего на уровень цен.
Фридман и другие монетаристы верят, что колебания денежного предложения исторически являются одними из наиболее важных – если не самыми важными – источниками циклических колебаний экономической активности. Что касается долгосрочной нейтральности, то Фридман был одним из первых, кто утверждал, что, поскольку цены в конечном итоге приспосабливаются к изменениям в предложении денег, влияние денег на реальные переменные может иметь только временный характер.
Утверждение 2. Несмотря на сильное краткосрочное влияние денег на экономику, есть мало возможностей для активного использования денежно – кредитной политики, чтобы попытаться с ее помощью сгладить деловые циклы.
Фридман подкреплял это предположение несколькими пунктами.
Во-первых, центральному банку и другим правительственным агентствам требуется время, чтобы собрать и обработать информацию относительно текущего состояния экономики. Эти информационные лаги могут создать трудности для центрального банка в определении того, действительно ли экономика находится в состоянии рецессии и уместно ли изменение экономической политики.
Во-вторых, существует значительная неопределенность в отношении того, насколько сильным для экономики будет эффект изменения в предложении денег и сколько времени потребуется для его возникновения. Фридман подчеркивал, что существуют продолжительные и переменчивые лаги между мероприятиями монетарной политики и их экономическими результатами. То есть монетарной политике не только требуется относительно много времени, чтобы заработать, но и то количество времени, которое она будет действовать, непредсказуемо и может различаться от случая к случаю.
В-третьих, корректировка цен и заработной платы происходит хоть и не мгновенно, но все же достаточно быстро, так что к тому времени, когда ФРС поймет, что экономика находится в состоянии рецессии, и увеличит предложение денег, экономика может уже выходить из рецессии.
Утверждение 3. Даже если существует некоторое пространство для использования денежно-кредитной политики в целях сглаживания деловых циклов, ФРС не может рассчитывать на то, что проделает это эффективно.
Одной из причин, по которой Фридман не верил в возможность ФРС эффективно управлять активистской монетарной политикой, была политическая. Он считал, что, несмотря на свою предполагаемую независимость, ФРС испытывает краткосрочное политическое давление со стороны президента и представителей его администрации. Например, на ФРС могут надавить, чтобы стимулировать экономику в течение года выборов. Если правильно рассчитать время, расширение предложения денег в год выборов может увеличить выпуск и занятость как раз перед тем, как избиратели пойдут на избирательные участки.
Статьи по теме:
Страховой тариф. Страховая премия
Страховой тариф – размер страховой премии на единицу страховой суммы. Страховая премия - плата за страхование, которую Страхователь обязан уплатить Страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования. Уплата страховой премии производится наличными деньгами или безналичным платежом. ...
Коммерческий банк – основное звено банковской
системы
Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Современные коммерческие банки — кредитные учреждения универсального типа, осуществляющие на договорных условиях кредитно-расчетное и другое банковское обслуживание юридических и физических лиц посредством совершения операций и оказ ...
Пути совершенствования организации, предоставляемых
банковских услуг населению
В последнее время учеными и практиками обсуждаются перспективы развития финансовых, в том числе и банковских, услуг в России. Современные тенденции развития рынка банковских продуктов и услуг обусловлены главным образом следующими основными процессами: - интенсивным развитием современных информацио ...