Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это объясняется значением страхования в экономической и социальной жизни общества. Интересы общества в широком развитии страхования предполагают прямое участие государства в наблюдении за функционированием этой сферы. Эта необходимость обусловлена прежде всего:
во-первых, определением основ гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств;
во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов;
в-третьих, предоставление дополнительных гарантий средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных не рыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;
в-четвертых, созданием целевых резервов компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;
в-пятых, страхователь нуждается в правовой защите, т.к. доверяет страховым компаниям свои деньги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений.
Это является основанием для регулирования страховой деятельности государством. Притом, что страховая деятельность в КР согласно законодательству о страховании является лицензируемой деятельностью, т.е. страхованием могут заниматься только те организации, которые имеют специальные разрешение (лицензии).
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:
а) Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов.
б) Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка.
в) Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Согласно Указу Президента КР от 28 декабря 2000 года Государственный страховой надзор был упразднен и в место него создан новый орган Управление вне банковского надзора при Министерстве финансов КР. На данный момент государственный надзор за страховой деятельностью осуществляет этот орган.
Его целью является: обеспечение соблюдений требований законодательства о страховании, эффективности развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и других заинтересованных лиц и государства.
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
1.Организацию основ страхового надзора в КР первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на уровне государственных органов.
2.Создание нормативно-правовой базы надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации, и осуществления страхового дела.
3.Определение специальных требований к страховым организациям, установления лицензирования и сертификации страховой деятельности.
4.Установление единых квалификационных требований к руководителям и специалисты страховых организаций.
В этом случае целесообразным будет наверное остановиться на основных функциях Управления по вне банковскому надзору КР. Основные функции государственного органа, Управления вне банковского надзора КР определяется Положением Правительства КР «О Министерстве финансов КР» от 3 марта 2001 г. №75.
Согласно этому положению управление осуществляет следующие функции:
а)Выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности.
б) Лицензирование аудита страховщиков.
в)Ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров контроль за обоснованностью страховых тарифов и платежеспособностью страховщиков.
Статьи по теме:
Классификация основных методов анализа конъюнктуры рынка и их алгоритм
Основными методами изучения конъюнктуры биржевого рынка являются: 1. мониторинг, или текущее наблюдение; 2. статистический анализ; 3. фундаментальный анализ; 4. технический анализ; 5. рейтинговый анализ; 6. экспертный анализ. Конъюнктура оценивается с помощью системы показателей. Отбор показателей ...
Классификация облигаций
Облигации могут быть именными и на предъявителя. В зависимости от эмитента облигации делятся на: государственные (федеральные и региональные), муниципальные и корпоративные. В зависимости от валюты займа: внешние (еврооблигации) и внутренние. По возможности обращения: свободно обращающиеся и с огра ...
Зарубежный опыт в оценке кредитоспособности кредитополучателей
К настоящему времени зарубежными коммерческими банками были опробованы разные системы оценки кредитоспособности клиентов. Многие из них выдержали проверку временем и существуют по сей день в мировой практике. Системы отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных част ...