Ø саморегулируемые организации (СРО);
Ø структурные подразделения (должностные лица) профессиональных участников, осуществляющие внутренний контроль деятельности.
Подобная система регулирования на практике должна обеспечить распределение функций между государственными органами, а также между регионами и центром и способствовать более пропорциональному распределению усилий по поддержанию правопорядка на рынке.
С этой целью ФКЦБ России проводит политику делегирования части своих полномочий другим государственным органам путем выдачи им генеральных лицензий либо путем включения их в перечень регистрирующих органов (см. также раздел 10.2). В нормативных актах ФКЦБ предусмотрено, что такие регистрирующие и лицензирующие органы должны осуществлять контроль за соблюдением законодательства в отношении лиц: которым они выдали лицензии, и в отношении зарегистрированных ими выпусков ценных бумаг. В свою очередь, ФКЦБ осуществляет контроль за тем, как другие государственные органы выполняют возложенные на них контрольные и надзорные функции.
В перспективе ФКЦБ должна стать единым центром наблюдения за рынком, куда будет поступать вся информация о соблюдении участниками рынка капитала законодательства о ценных бумагах.
ФКЦБ России призвана играть ключевую роль в деле защиты прав инвесторов и принуждения участников рынка к соблюдению законодательства. В настоящее время у ФКЦБ имеются следующие административные полномочия по принуждению к соблюдению законодательства о ценных бумагах:
Ø выдача предписаний, обязательных для исполнения эмитентами, профессиональными участниками и их саморегулируемыми организациями;
Ø приостановление или аннулирование лицензии у профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций;
Ø обращение с исками в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным, о ликвидации юридического лица или о признании недействительными сделок с ценными бумагами;
Ø применение дисциплинарных мер (включая лишение квалификационного аттестата, дающего права на совершение операций с ценными бумагами) к должностным лицам, специалистам и участникам рынка.
Практика работы ФКЦБ России по регулированию деятельности участников рынка ценных бумаг и по применению мер юридической ответственности к нарушителям показала, что имеющиеся полномочия по реализации основных государственных функций на рынке ценных бумаг должны быть расширены. В частности, большое значение имеет наделение ФКЦБ полномочиями по установлению штрафов иди проведению разбирательств и административных слушаний в отношении нарушителей законодательства о ценных бумагах.
Регламентация мер защиты и юридической ответственности на рынке ценных бумаг в значительной степени отстает от реалий российского рынка. Большинство общественно-опасных деяний, совершаемых в настоящее время на рынке ценных бумаг, не могут быть квалифицированы как правонарушения по причине отсутствия соответствующих норм в действующем законодательстве. Кроме того, по мере усложнения деятельности на рынке требуется создание более надежных механизмов финансовой ответственности и распределения рисков.
Статьи по теме:
Проблемы развития банковской системы РФ
На основе анализа показателей развития банковской системы можно сделать следующие выводы. 1. Внешние источники фондирования для российских компаний и банков всё ещё закрыты, а ресурсов внутреннего рынка не хватает. Основным источником кредитных ресурсов для российских банков и корпораций в 2011 год ...
Кредитный риск и значение правильной оценки кредитоспособности физических
лиц
Неотъемлемой частью банковской деятельности является кредитный риск, т.е. опасность, что кредитополучатель не сможет осуществить процентные платежи или выплатить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном договоре. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задер ...
Банковская и коммерческая тайна
Как уже говорилось выше, банковская информация может быть как открытой, так и закрытой. К закрытой информации относятся коммерческая и банковская тайна. У этих понятий есть общие черты, поскольку и в первом и во втором случае речь идет о тайне, но по своей юридической природе и своему содержанию, э ...