Эффективное регулирование РЦБ требует не только активного правового и институционального регулирования происходящих в этой сфере процессов, но и создания системы регулярного контроля, обеспечивающего соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг. На начальном этапе развития фондового рынка в России основное значение имели вопросы создания правил поведения на рынке. Такой подход в некоторой степени был оправдан в период становления рынка ценных бумаг в России. Регулирующие органы - Минфин России, а в дальнейшем ФКЦБ - ежедневно сталкивались с необходимостью устранения пробелов и создания минимальных правил и стандартов деятельности на рынке. По мере становления правовой базы все большее значение приобретают процедуры контроля за соблюдением законодательства. Поэтому перед ФКЦБ с момента ее создания была поставлена крайне сложная задача по формированию правовой среды на российском рынке и преодолению правового нигилизма, утвердившегося во взаимоотношениях между его участниками. Существующая правовая основа для осуществления контроля за деятельностью на рынке ценных бумаг и защиты инвесторов состоит из следующих элементов:
Ø федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах»;
Ø указы Президента РФ (Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 408;
Ø Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года № 1008;
Ø Указ «О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» от 18 ноября 1995 года № 1157;
Ø Указ «О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством РФ предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий». Отдельные положения по защите инвесторов содержатся и в других указах Президента РФ;
Ø нормативные акты ФКЦБ России, в числе которых уже имеются специальные акты по контролю за рынком ценных бумаг и защите прав инвесторов;
Ø нормативные акты других органов государственной власти.
Наличие законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит на повестку дня вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления контрольно-надзорных функций.
Так, в настоящий момент меняются подходы к лицензированию как одной из наиболее важных форм контроля за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Лицензирование в современном понимании не только «разовый» контроль, осуществляемый при входе той или иной компании на рынок, но и постоянный контроль за соблюдением условий профессиональной деятельности (регулярная отчетность, проверки и т.д.).
В настоящее время в соответствии с указанными законами выстраивается многоуровневая система контроля за деятельностью на рынке ценных бумаг:
Ø ФКЦБ России и региональные отделения ФКЦБ России;
Ø регистрирующие органы (включенные в перечень органов, осуществляющих регистрацию выпусков ценных бумаг) и лицензирующие органы (имеющие генеральную лицензию на лицензирование отдельных видов профессиональной деятельности);
Статьи по теме:
Общая ситуация на рынке страховых услуг СПб в сфере
недвижимости
Санкт-Петербург занимает второе место по количеству страховых организаций среди регионов РФ – 82 страховых организаций, то есть 5,4% от общего их числа. Рынок страхования жилой недвижимости сформировался давно, и сегодня на нем представлено большинство компаний, имеющих филиальную сеть. Основным ка ...
Порядок получения и погашения кредитов физическими лицами в ОАО «АСБ
Беларусбанк»
Согласно Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 года №226 уполномоченным органом банка должны быть утверждены локальные нормативные прав ...
Характеристика деятельности Банка России: история, цели, задачи
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчётный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Централ ...