Кредитный риск оценивается по состоянию на 1-ое число каждого месяца, и в зависимости от его оценки создается резерв на возможные потери по ссудам.
Система формирования резерва на возможные потери по ссудам в банковской практике применяется с 1 января 1995г. и, способствует снижению рискованности кредитных вложений, повышению ликвидности банков, их устойчивости и надежности [18].
В целях определения размера резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества: I (стандартные ссуды) при отсутствии кредитного риска; II (нестандартные ссуды) при умеренном кредитном риске; III (сомнительные ссуды) с значительным кредитным риском; IV (проблемные ссуды) с высоким кредитным риском; V (безнадежные ссуды), когда отсутствует вероятность возврата ссуды.
Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) проводиться кредитной организацией на постоянной основе, при этом финансовое положение заемщика оценивается в соответствие с методикой, утвержденной внутренними документами банка как: хорошее, среднее или плохое.
В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся также в одну из трех категорий: хорошее, среднее, плохое.
При осуществлении оценки ссуды до определенного договором срока выплаты процентов и/или основного долга обслуживание долга может быть оценено как: хорошее, при оценке финансового положения как хорошего; не лучше, чем среднее, при оценке финансового положения заемщика как среднего; только как плохое, при оценке финансового положения заемщика как плохого.
Определение категории качества ссуды (определение вероятности обесценения ссуды) осуществляется на основе комбинации двух классификационных критериев: финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга в соответствии с таблицей 3.3.
Таблица 3.3 - Определение категории качества ссуды
Обслуживание долга Финансовое положение |
Хорошее |
Среднее |
Плохое |
Хорошее |
Стандартные (I категория качества) |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Среднее |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Плохое |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Безнадежные (V категория качества) |
Размер расчетного резерва определяется исходя из результатов классификации ссуды и в соответствии с таблицей 3.4.
Таблица 3.4 - Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам
Категория качества |
Наименование |
Размер расчетного резерва в процентах от суммы основного долга по ссуде |
I категория качества (высшая) |
Стандартные |
0% |
II категория качества |
Нестандартные |
от 1 до 20% |
III категория качества |
Сомнительные |
от 21 до 50% |
IV категория качества |
Проблемные |
от 51 до 100% |
V категория качества (низшая) |
Безнадежные |
100% |
Статьи по теме:
Классификация основных методов анализа конъюнктуры рынка и их алгоритм
Основными методами изучения конъюнктуры биржевого рынка являются: 1. мониторинг, или текущее наблюдение; 2. статистический анализ; 3. фундаментальный анализ; 4. технический анализ; 5. рейтинговый анализ; 6. экспертный анализ. Конъюнктура оценивается с помощью системы показателей. Отбор показателей ...
Анализ показателей рентабельности ОАО «Белгазпромбанк»
По итогам анализируемого периода наиболее прибыльными видами деятельности для банка были операции по ссудам и депозитам, предоставленным клиентам и операции с отечественной валютой. Абсолютные показатели прибыли не всегда могут охарактеризовать эффективность работы коммерческого банка, особенно при ...
Выводы
За время прохождения производственной практики были выполнены все поставленные цели и задачи практики, а также все поручения, данные мне руководителями практики. Я ознакомилась с организационной структурой банка, направлениями деятельности, задачами и функциями операционного управления. Приобрела н ...