Заключение

В заключение можно отметить следующее. В Республике Беларусь начал работу новый институт кредитного рынка – Кредитный регистр, который создан при Национальном банке РБ на основе уже существующей законодательной базы. Были разработаны нормативные документы, создана АИС Кредитного регистра. Это позволило в установленные сроки запустить механизм работы Кредитного регистра: банки в форме ежемесячной отчетности передают информацию о кредитных договорах и об исполнении обязательств по ним и получают информацию в виде кредитных отчетов.

Результаты, полученные автором в ходе выполнения работы:

1. Дальнейшее развитие системы «Кредитный регистр» требует совершенствования законодательной базы, так как существующая накладывает ряд ограничений:

– во-первых, в Кредитном регистре не представляется информация по таким финансовым обязательствам, как факторинг, лизинг, оплаченные банком непокрытые аккредитивы, то есть по тем, которые несут в себе кредитный риск наравне с обязательствами, вытекающими из кредитного договора;

– во-вторых, система «Кредитный регистр» накапливает исключительно банковскую информацию, хотя пользователям кредитной истории было бы полезно видеть весь спектр информации о потенциальном клиенте, полученной на законном основании, например, сведения о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения, которые не являются налоговой тайной.

И все же развитие Кредитного регистра на данном этапе связано не только с совершенствованием законодательной базы, но и с готовностью банков использовать в работе новый инструмент – кредитный отчет. Только совместная работа банков и Кредитного регистра позволит состояться новому для РБ институту кредитного рынка, выполнить заявленные цели по укреплению платежной дисциплины, снижению кредитных рисков и повышению эффективности работы банковской системы.

2. Для кредиторов Кредитный регистр дает дополнительную возможность проводить селекцию заемщиков по степени их надежности, основываясь на истории его взаимоотношений с другими кредиторами. Кредитный регистр стимулирует заемщика к возвращению кредитов, уменьшая риск недобросовестного поведения. Информация Кредитного регистра позволяет повысить уровень управления рисками и тем самым снизить вероятность предоставления проблемных кредитов. Соответственно, улучшается качество кредитного портфеля, сокращаются расходы на создание резервов и достигается более высокий финансовый результат деятельности. Благодаря тому, что у банка нет необходимости самостоятельно проверять клиентов, повышаются скорость и качество обслуживания, сокращается перечень документов, предоставляемых в банк при выдаче кредита. Существенно и то, что через определенный промежуток времени по мере накопления информационных массивов снизятся затраты кредиторов на анализ заемщика, удешевится и ускорится процесс получения достоверных данных о партнерах.

3. Банки получили возможность получать информацию из одного источника. Им нет необходимости пользоваться дополнительными базами данных либо сверять эту информацию. Они получают ее от компетентного органа в лице Национального банка РБ и в полной мере могут доверять этой информации.

4. Для заемщиков Кредитный регистр открывает возможности формирования положительного имиджа, укрепления деловой репутации и повышения их инвестиционной привлекательности. Наличие досье заемщика сокращает время принятия решения о выдаче кредита и может понизить стоимость заимствований. Тем самым Кредитный регистр создает стимулы надежным заемщикам формировать свое досье.

Также для заемщиков безусловным плюсом является то, что отсутствует необходимость подтверждать свои доходы либо подтверждать справками наличие и состояние задолженности в тех банках, где ранее были взяты кредиты. Уменьшаем бюрократию, сроки предоставления информации и повышаем достоверность этой информации.

5. Несмотря на достигнутые результаты, необходимо признать, что в РБ происходит только становление института «Кредитный регистр». Вопросы его функционирования и перспективы развития, способы решения поставленных задач нуждаются в широком обсуждении и более детальной проработке.

Статьи по теме:

Проблемы формирования кредитного потенциала в ЗАО ВТБ-24
Отток средств в целом по банковской системе за октябрь 2008 года составил около 5-7%, в отдельных банках – 15-20%. Как следствие инфляционных ожиданий ускорилось изъятие денег, поступающих в виде зарплат и пенсий, повысился объем конвертации рублевых средств в иностранную валюту. В ряде случаев кли ...

Порядок принятия банками наличности
Юридические лица и частные предприниматели, которые имеют текущие счета в банках, согласно действующему законодательству должны сдавать полученную наличность, не потраченную в тот же день на текущие потребности, в учреждения банков для зачисления на их счета. У себя они имеют право держать наличнос ...

Сущность валютной политики: цели, функции
Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве.Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.Дисконтная (учетная) политика проводится не тол ...


Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru