Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы[1].
В России статья 35 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень инструментов и методов денежно-кредитной политики главного банка, к которым относятся:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Анализируя приведенный перечень, можно сделать вывод о том, что законодатель не разграничивает инструменты и методы и не включает в их число нормативных инструментов. Вместе с тем, среди нормативных инструментов выделяются только нормативы обязательных резервов, хотя на практике Банк России в процессе денежно-кредитного регулирования использует весь спектр существующих инструментов.
Закрепление статуса Банка России (Центрального Банка Российской Федерации) на конституционном уровне (ст.75 Конституции РФ) характеризует его как один из центральных институтов современного российского государства. Как отметил Конституционный суд РФ в одном из своих решений (Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О, вынесенное в связи с запросом ВС РФ о проверке конституционности части третьей ст. 75 Закона о ЦБ РФ (Банке России) «статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Таким образом, не являясь органом государственной власти, Банк России наделен полномочиями схожими по полномочиям с органами государственной власти, и во исполнение своих целей вправе применять меры государственного принуждения. При этом свои полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч.2 ст.1 ФЗ «О ЦБ РФ»).[2]
Как следует из конституционных норм, закрепляющих основные функции Банка России, последний осуществляет защиту и выпуски национальной валюты. В юридической литературе рассматриваемое конституционное положение подвергается критике. Как отмечает Г.А. Тосунян «конституционная дефиниция содержит изъян. Она не вполне верна, а точнее сказать, устарела в той части, где защита и обеспечение устойчивости рубля обозначены как основная функция Банка России». Профессор Г.А. Тосунян анализируя иностранное законодательство приходит к выводу о том, что основополагающая цель деятельности Банка России – поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране.
Для достижения этих целей Банк России осуществляет денежно-кредитную политику государства:
- процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг); рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей; валютное регулирование, в том числе валютные интервенции (покупка-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
Статьи по теме:
Размер ставки рефинансирования ЦБ РФ с 2002 по 2010
год
Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации[15], это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. С 01 июня 2010 года установлена ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 7,75 % (Указание Бан ...
Механизм предоставления кредитов в филиале
«Ростовский» ОАО «Альфа–Банк»
Банк заинтересован в сотрудничестве с надежными заемщиками, поэтому к организациям, желающим воспользоваться кредитными продуктами Банка, предъявляются определенные требования. В частности, у заемщика должен быть свой устойчивый и перспективный бизнес, он должен обладать успешным опытом работы, рас ...
Проблемы коммерческих банков, связанные с кредитованием юридических лиц в
условиях финансовой нестабильности в экономике
Анализ проблем, связанных с процессом кредитования клиентов коммерческими банками, имеет большую значимость и является актуальным в современных условиях экономического кризиса. Операции банков по кредитованию являются потенциально самыми доходными, и соответственно связаны с высоким уровнем риска. ...