Сберегательное дело – это направление бизнеса специализированных коммерческих структур (сберегательных учреждений), основанное на привлечении временно свободных денежных средств (сбережений) от различных сберегателей, главным образом, от населения.
В настоящее время к числу таких коммерческих структур можно относить любой банк, который привлекает (в совокупности, либо отдельно) средства населения (они же сбережения) – во вклады, средства предприятий – на счета и в депозиты, средства банков – в межбанковские депозиты.
Современное сберегательное дело в России, как и в других зарубежных странах, имеет определённую историю своего развития. Для большей наглядности в определении основных направлений развития сберегательного дела в России, условно, всю их историю можно представить в виде нескольких этапов. Отметим, что основой при выделении именно таких этапов являются, во-первых, сами исторические особенности развития российского общества в целом, и, во-вторых, непосредственно – изменение и преобразование основных характеристик сберегательного дела, а, именно, состава учреждений, занимающихся сберегательным бизнесом, количества и качества проводимых ими операций по привлечению сбережений и пр.
Считается, что первой задумалась над проектом организации сберегательного дела в России Екатерина II. А в 1841 году Николай I подписал проект учреждения сберегательных касс для обеспечения сохранности денег бедных слоев населения. В России развитие сберегательного дела прошло пять этапов, которые можно представить в следующем виде (рис. 2).
Сбережения, привлекаемые сберегательными кассами в качестве вкладов, представляют собой часть денежных доходов населения, которая остаётся свободной после удовлетворения текущих материальных и культурных потребностей. Эти сбережения носят главным образом целевой характер, т. е. предназначаются для покупки предметов длительного пользования (например, недвижимости и др.) и т. п. На основе непрерывного повышения жизненного уровня трудящихся и роста их денежных доходов вклады в кассах систематически возрастали.
К концу 1974 на каждую 1000 человек приходилось в среднем 395 счетов по вкладам, а сумма вкладов в среднем на душу населения составляла 312 руб. Средства, привлекаемые сберегательными кассами, размещаются на их счетах в Госбанке СССР и, имея достаточно устойчивый характер, служат одним из важных источников кредитных ресурсов. Государство выступает в качестве гаранта сохранности денежных средств, а также обеспечивает тайну вклада.
Что касается разновидности предлагаемых вкладов, то наибольшей популярностью у населения пользовались вклады до востребования, на их долю приходилось около 70% от общей суммы сбережений.
Рисунок 2 - Этапы развития сберегательного дела в России
Оставшуюся часть составляли срочные вклады и выигрышные счета.
Стоит отметить, что в период СССР доходы по вкладам не облагались государственными и местными налогами и сборами. За вкладчиком было закреплено право получать вклад, как по частям, так и целиком.
С развитием сберегательного дела в России (уже было отмечено на рис. 2) круг деятельности сберегательных касс расширялся. Помимо обслуживания населения, кассы начинают работать с юридическими лицами, размещать облигации Государственного 3%-ного внутреннего выигрышного займа, продавать билеты денежно-вещевых лотерей, проводимых в союзных республиках, выплачивать выигрыши по облигациям госзаймов и лотерейным билетам, выполнять операции по переводу вкладов, осуществлять безналичные расчеты по поручению вкладчиков, выдавать и оплачивать аккредитивы, выдавать расчётные чеки. И на первое место выходить массовое обслуживание населения: приём платежей за квартиру, оплата коммунальных услуг, оплата услуг детских учреждений и т.п. Сберегательные кассы принимают современный облик.
В начале 1988 г. произошла реорганизация банковской системы, в результате которой начала действовать новая система банков: Государственный банк СССР (Госбанк СССР), специализированные государственные банки, в числе которых:
- Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк СССР);
Статьи по теме:
Пути совершенствования организации, предоставляемых
банковских услуг населению
В последнее время учеными и практиками обсуждаются перспективы развития финансовых, в том числе и банковских, услуг в России. Современные тенденции развития рынка банковских продуктов и услуг обусловлены главным образом следующими основными процессами: - интенсивным развитием современных информацио ...
Финансовые посредники
Классификация финансовых посредников. Финансовый посредник — банк, страховая компания, кредитный союз или взаимный фонд, получающий денежную наличность от поставщика капитала и инвестирующий ее в экономику. На сегодняшний день известны четыре наиболее общих типа финансовых посредников: 1. депозитно ...
Анализ портфеля депозитов физических лиц ОАО «Сбербанк России»
Анализ портфеля депозитов физических лиц следует начинать с определения и анализа общей его величины и нахождения доли в пассивах. Как видно на Рис. 4, доля вкладов физических лиц в привлеченных средствах Сбербанка является основной. Что является положительным фактором для качества пассивов банка, ...