Безопасность банка – состояние максимально возможной защищенности банка от физических угроз его объектам и персоналу; угроз его эффективной деятельности, связанных с утечкой жизненно важной информацией; использованием в его деятельности необъективной информации.
Безопасность банка включает в себя 2 основных направления:
1. Физическая безопасность, к которой относятся:
· охрана помещений, офисов, спецхранилищ;
· обеспечение защиты инкассации;
· входной контроль за доступом в банк и его помещения;
· противопожарные средства;
· инспекции с целью обнаружения угроз безопасности банка;
· закрытые телевизионные сети;
· отбор надежных, профессионально подготовленных людей при приеме на работу;
· защита руководства;
· обеспечение нормальных условий труда для служащих банка и др.
2. Информационная безопасность включает в себя:
1) создание системы защиты информации банка;
2) деловая разведка;
3) анализ необходимой для эффективного функционирования банка информации;
4) целенаправленное распространение информации о банке с целью повышения эффективности его функционирования.
Обеспечение безопасности банка – практическое использование совокупности всех средств и методов, гарантирующих в максимально возможной степени его физическую и информационную безопасность. При правильном обеспечении безопасности по всем направлениям должны снижаться до приемлемого уровня все виды рисков в деятельности банка, а также обеспечиваться эффективная защита его ресурсов, при этом защите подлежат все виды ресурсов банка: информационные, финансовые, материальные, а также персонал.
Физическая безопасность является исключительно прерогативой отдела охраны, которая тесно сотрудничает для выполнения своих функций с правоохранительными органами, но на другие подразделения банка эта функция не возлагается даже частично.
Обеспечение информационной безопасности соответствующий отдел должен проводить в тесном сотрудничестве с другими структурными подразделениями банка.
Это связано с тем, что основными источниками утечки информации в банке являются: 1) банковские служащие; 2) технические средства обработки и передачи информации; 3) документы.
Для предотвращения утечки закрытой информации через служащих банка, необходимо проводить с сотрудниками беседы о необходимости сохранения конфиденциальности получаемых ими сведений, отбирать расписки о неразглашении сведений, составляющих банковскую и коммерческую тайну.
Технические средства обработки и передачи информации должны быть защищены от несанкционированного доступа. К этой работе, помимо службы безопасности, привлекаются и отделы, обеспечивающие нормальную работу технических средств.
Основными возможными каналами утечки защищенной информации, в которых источниками фигурируют документы, являются:
1) пользование документами при посторонних лицах;
2) получение незарегистрированных копий документов;
3) утрата и хищение документов;
4) попадание сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну, в открытые документы;
5) наличие излишней информации в документах.
Существенную роль для обеспечения защиты этих каналов играет разработка и внедрение в банке актов, регламентирующих все действия служащих банка при работе с клиентами, документами, техническими средствами. В этой сфере достаточно велика роль юридической службы. Юристы должны ознакомить сотрудников с перечнем сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну, с правилами предоставления такой информации и с мерами ответственности за незаконное разглашение закрытой информации. Эта работа может проводиться как посредством проведения инструктажей, так и путем издания соответствующих локальных актов.
Статьи по теме:
Участники кредитных операций
Наиболее полной представляется пятиэлементная система формирования финансовых ресурсов предприятий, представленная на рисунке 2.1: самофинансирование, прямое формирование финансовых ресурсов через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное формирование финансовых ресурсов и взаимн ...
Государственная регистрация банка
Государственной регистрации подлежат: 1) вновь созданные (реорганизованные) банки; 2) изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банка. Государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является НБ. За государственную регистрацию создаваемых банков, изменен ...
Совершенствование интегрированной системы управления банковским
конгломератом
При организации системы консолидированного планирования в АО «АТФ Банк» целесообразно использовать финансовую структуру, представляющую собой совокупность центров финансовой ответственности, центров затрат и центров прибыли. Самым верхним уровнем управления является центральная компания Банк, выпол ...