Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Порядок создания кредитной организации - это установленная нормативными актами последовательность действий, целью которых является получение права на осуществление банковской деятельности.
Порядок создания кредитных организаций регламентирован Инструкцией ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (в редакции: Указания ЦБ РФ от 05.07.2002 г. № 1177-У) и включает в себя несколько этапов:
1. До подписания учредительного договора учредители кредитной организации направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемого полного официального и сокращенного наименований кредитной организации. Предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации действительно в течение 12 месяцев с момента получения согласия Банка России, которое отражено в телеграмме, направленной в адрес учредителей кредитной организации и территориального учреждения по месту предполагаемого нахождения кредитной организации.
2. Подписание учредительного договора. Учредителями кредитной организации могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено законодательством. Учредителем банка может быть как юридическое, так и физическое лицо.
Юридическое лицо должно отвечать следующим требованиям:
- иметь устойчивое финансовое положение;
-иметь достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации;
- действовать в течение 3 лет;
- выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом за последние 3 года.
Кроме этих, общих для всех юридических лиц-учредителей требований, к кредитной организации-учредителю предъявляются еще дополнительные требования. Она должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов для государственной регистрации.
Юридическое лицо не может быть учредителем кредитной организации при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате.
Учредители банка не имеют права выходить из состава его участников в течение первых 3 лет со дня его регистрации.
3. Не позднее, чем через 1 месяц после подписания учредительных договора, учредители кредитной организации должны представить в территориальное учреждение Банка России вместе с сопроводительным письмом документы, перечисленные в ст. 14 закона «О банках и банковской деятельности», в частности:
· заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций
· учредительные документы;
· протокол собрания учредителей о принятии учредительных документов и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
· свидетельство об уплате государственной пошлины;
· копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, подтверждения органами Государственной налоговой службы РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
· декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами государственной налоговой службы РФ, подтверждающие источники средств, вносимых в уставной капитал кредитной организации.
· анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения о наличии (отсутствии) судимости и о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее 1 года, а при отсутствии специального образования опыта руководства таким подразделением не менее 2 лет.
Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них указанных документов.
Срок рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России не должен превышать 4 месяцев с даты их поступления.
4. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с документами, представленными учредителями кредитной организации.
Статьи по теме:
Инструменты
управления
Инструменты управления подразделяются на общебанковские и относящиеся к конкретным направлениям деятельности банка Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов (коэффициентов), регулирующих деятельность банка. К обще банковским инструментам относятся: банковска ...
Информация как объект банковских правоотношений. Открытая банковская
информация
Потребность в информации возникает у органов контроля и надзора (в период от государственной регистрации до ликвидации банка), а также у клиентов банка, в том числе будущих клиентов (контрагентов) (на стадии функционирования банка). Информация является разной по своему правовому режиму. В одних слу ...
Эффективность поддержания банковской системы России в условиях кризиса
Оценка степени “восстановленности” банковской системы естественным образом распадается на два аспекта: Во-первых, существует вопрос о непосредственном восстановлении банковской системы после кризиса в 1998 г. Во-вторых, сравнение сегодняшнего состояния банковской системы с предкризисным уровнем дос ...