Балансовая прибыль Банка до налогообложения за 2009 год составила 5 954,6 млн. рублей, чистая прибыль – 4 304,1 млн. рублей. Размер собственных средств (капитала) Банка, рассчитанный в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 г. №215-П «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», вырос за 2009 г. в 1,6 раза и по состоянию на 01.01.2010 г. составил 71,9 млрд. рублей.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) Банка (H1) по состоянию на 01.01.2010 составил 12,3 % при минимально допустимом значении (установленном нормативными документами Банка России) в 10%. Активы Банка за 2009 г. увеличились в 1,9 раза – с 323,5 млрд. рублей до 601,6 млрд. руб., кредитный портфель вырос в 1,75 раза и составил 455,8 млрд. рублей против 261 млрд. рублей на начало года.
При этом объем портфеля розничных продуктов увеличился в 2 раза – до 423,3 млрд. рублей. Кредиты малому бизнесу за 2009 г. выросли с 45,1 млрд. рублей до 74,3 млрд. рублей, ипотечный портфель – с 82,2 млрд. руб. до 167,9 млрд. рублей (без учета секьюритизированного портфеля), потребительские кредиты – с 60,3 млрд. рублей до 129,7 млрд. рублей, автокредиты – с 17,4 млрд. рублей до 38,8 млрд. рублей.
За 2009 г. совокупный объем обязательств Банка вырос в 1,96 раза и по состоянию на 1 января 2010 г. составил 547,4 млрд. рублей. Средства на счетах клиентов, включая физических лиц, выросли в 1,67 раза и составили 365,2 млрд. рублей, при этом объем вкладов физических лиц вырос в 1,75 раза и составил 304,8 млрд. руб.
Основным элементом собственных средств банка является уставный фонд (капитал). Уставный капитал (фонд) – это организационно-правовая форма капитала, величина которого определяется учредительским договором о создании банка и закрепляется в Уставе банка. Уставный капитал создается путем выпуска акций (акционерные банки) или перечисления паевых взносов (паевые банки). Сумма уставного капитала законодательно не ограничивается. Для обеспечения устойчивости банков устанавливается минимальная сумма уставного капитала.
Уставный капитал банка отражается в пассиве баланса и формируется денежными взносами, материальными и нематериальными активами, иностранной валютой и ценными бумагами, эмитированными третьими лицами и имеющими рыночную котировку. В соответствии с ныне действующим законодательством доля материальных активов в общей сумме уставного капитала коммерческих банков не должна превышать 20 % в первые два года их деятельности. В последующем доля материальных активов не должна превышать 10 % без учета стоимости зданий, доля нематериальных активов – 1 %. При внесении материальных и нематериальных активов в оплату уставного капитала необходимо иметь в виду, что принимаются только те активы, которые могут использоваться в непосредственной деятельности банка, определяемой законодательством и лицензией. Кроме того, оценка указанных активов должна быть утверждена протоколами собрания акционеров (пайщиков) банка.
Если коммерческий банк создан как паевой, то прием новых участников осуществляется с согласия большинства пайщиков банка, а увеличение капитала производится по мере внесения дополнительных взносов пайщиками.
Уставный капитал акционерного банка формируется путем выпуска акций и регламентируется Инструкцией ЦБ РФ № 8 от 11.02.94 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории Российской Федерации», которая предусматривает следующие особые требования.[7, С.4]
Во-первых, все акции, эмитированные коммерческим банком, независимо от величины выпуска, количества инвесторов и формы деятельности банка-эмитента (открытое или закрытое акционерное общество), подлежат государственной регистрации. Во-вторых, должны четко соблюдаться сроки проведения подписки. Реализация акций должна быть закончена после регистрации: для акций первого выпуска – не позднее чем через 30 дней после ее регистрации; для акций повторного выпуска – не позднее чем через 6 месяцев после его регистрации.
При несоблюдении перечисленных требований ЦБ РФ может аннулировать проведенный выпуск акций.
Статьи по теме:
Страховой рынок Германии
Страховой рынок Германии характеризуется динамичным развитием. Ежегодный прирост объема поступления страховых платежей составляет в Германии 10 %. Личное страхование в структуре национального страхового рынка занимает около 35% Медицинское страхование составляет около 12% общего объема поступления ...
Проблемные аспекты в управлении рисками
Рассмотрев кредитную деятельность и структуру ссудного портфеля АО «Цесна Банк», следует отметить, что наиболее важно при его организации кредитования особое внимание уделить определению степени риска и принятию мер по его снижению. Неверная оценка кредитного риска может оказать существенное влияни ...
Страхование коммерческих рисков
Сейчас в России только идет становление экономических отношений субъектов рынка. В этой связи особое значение для предпринимателей приобретает страхование коммерческих рисков. Объектом страхования в данном случае выступает коммерческая деятельность страхователя, в основе которой лежит инвестировани ...