В отличие от прежних лет возможность развернуть ипотечное кредитование определяется большей зрелостью рыночных отношений и следующими благоприятными факторами:
1. Население:
- разгосударствление жилого фонда (доля государственной собственности около 8%) и сосредоточение домовладений в личной собственности (около 46%), что позволяет гражданам использовать доходы от продажи имеющегося жилья для оплаты взносов за вновь приобретенное жилье и привлекать дополнительно ипотечные кредиты;
- возникновение среднего класса (около 16%), то есть слоя населения, имеющего высокую кредитоспособность и достаточные доходы для обслуживания и возврата ипотечных кредитов;
- изменение структуры спроса населения на жилье, обусловленное не только требованиями к размеру жилой площади, а все больше требованиями к ее планировке и качеству, типу и местоположению здания, социальному положению соседей;
- повышение подвижности населения в пределах территории страны;
- рост понимания значимости недвижимости как объекта вложений сбережений, важного условия стабильности жизни и обеспечения старости.
2. Российские предприниматели:
- разгосударствление строительного комплекса и обострение конкуренции, в том числе со стороны иностранных подрядчиков;
- острая заинтересованность в преодолении спада и увеличении объема жилищного строительства;
- стремление к модернизации предприятий стройиндустрии и улучшению технологий строительства для обеспечения возросших потребностей покупателей жилья и обеспечения конкурентоспособности с иностранными подрядчиками и поставщиками;
- понимание необходимости удешевления строительства при относительном увеличении качества для обеспечения доступности жилья и расширения масштабов жилищного строительства;
- возникновение сети новых предпринимательских структур, обслуживающих рынок жилья (риэлторы, оценщики, регистраторы и др.), заинтересованных в увеличении покупок населением жилья на основе ипотечного кредитования.
3. Банки и финансовые инвесторы:
- укрепление законодательной и нормативной базы ипотечного кредитования;
- выполнение ведущими банками пробных пилотных проектов ипотечного кредитования и обучения специалистов ипотечному делу;
- стимулирование со стороны государства финансирования реального сектора и инвестиционных потребностей населения;
- активизация государства и местных органов в поддержке ипотечного кредитования граждан;
- сокращение сферы спекулятивного вложения капитала;
- ограниченность объектов инвестирования для финансовых инвесторов в условиях нестабильности фондового рынка;
- повышение привлекательности в условиях финансового кризиса ипотечного кредитования и операций по привлечению сбережений населения;
- рост конкуренции;
- создание структур вторичного рынка ипотечных кредитов (Агентство по жилищному ипотечному кредитованию).
4. Органы государственной и местной власти:
- создание новой возможности решения жилищной проблемы;
- укрепление и расширение среднего класса, рост занятости населения и связанное с этим повышение социальной стабильности в обществе;
- оживление деловой активности на рынке жилья, в строительном и связанных с ним других секторах народного хозяйства;
- рост налоговых поступлений и расширение финансовой базы для обеспечения социальным жильем населения с низким уровнем доходов;
- выполнение градостроительных планов.
Такое сочетание интересов создает необходимую почву для решения жилищной проблемы на базе развития ипотечного кредитования и преодоления остающихся на его пути проблем (приложение 1):
- устранение имеющихся недостатков в законодательстве, прежде всего в части совершения сделок с закладными как ценными бумагами, обращения взыскания на заложенное имущество (квартиру), прекращения прав пользования квартирой при нарушении заемщиком условий договора ипотечного кредитования, в том числе заемщиков, проживающих с несовершеннолетними детьми, прописки (регистрации) жилья по адресу заложенной квартиры и др.;
- слабое развитие и недостаточная эффективность системы регистрации сделок с недвижимостью в органах юстиции, в том числе в увязке с регистрацией договора залога;
- высокие расходы на удовлетворение сделок в нотариальных конторах;
- слабое развитие оценочного и страхового дела для целей обслуживания ипотечных кредитов;
- недостаток и дороговизна средств у коммерческих банков, необходимых для выдачи долгосрочных ипотечных кредитов;
- отсутствие вторичного рынка ипотечных кредитов;
- высокие и нестабильные ставки рефинансирования;
- нестабильные темпы инфляции, изменение курса рубля, вызывающие значительный риск процентных ставок при долгосрочном кредитовании;
- высокие издержки и риски банков на ипотечное кредитование из-за слабой стандартизации процедур выдачи ипотечных кредитов и их последующей продажи;
- дополнительные риски банков из-за отсутствия кредитной истории у большинства заемщиков в силу отсутствия прежней практики ипотечного кредитования;
Статьи по теме:
Кредитная политика "Сбербанка России" ОСБ в области ипотечного кредитования
Программа ипотечного кредитования Сбербанка регулируется "Стандартами процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов", разработанными ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Стандарты - это свод единообразных взаимоувязанных положений, форм д ...
Оптимизация организационной структуры МСК «АсСтра»
Анализ, проведенный в предыдущей главе, показал, что АсСтра является устойчиво развивающимся предприятием, все показатели которого имеют тенденцию к росту. Однако существует ряд мер, которые способны их улучшить. Проблема создания оптимальной организационной структуры компании является актуальной п ...
Страхование коммерческих рисков
Сейчас в России только идет становление экономических отношений субъектов рынка. В этой связи особое значение для предпринимателей приобретает страхование коммерческих рисков. Объектом страхования в данном случае выступает коммерческая деятельность страхователя, в основе которой лежит инвестировани ...