В современных условиях развития рыночной экономики реформирования банковской системы в Казахстане все вопросы, связанные с предоставлением кредита, рассматриваются и решаются банками второго уровня самостоятельно, в соответствии с их кредитной политикой.
Кредитная политика создает основу организации кредитной деятельности банка в рамках общей стратегии его развития, определяет принципы и порядок осуществления кредитного процесса, средства и методы его реализации, а также необходимые условие разработки соответствующей документации.
Цели внутренней кредитной политики - обеспечение защиты собственных интересов банка, снижения рисков при проведении активных кредитных операций.
Каждый банк разрабатывает свои правила кредитования в соответствии с законодательством нашей страны по вопросам кредитной деятельности, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан. Правила определяют общие приоритеты, стандарты и параметры решений в области кредитной деятельности, основные принципы управления кредитными рисками и ориентируют кредитную деятельность банка на решение следующих задач:
- формирование качественного ссудного портфеля за счет кредитования устойчиво функционирующих субъектов хозяйственной деятельности и финансирования перспективных проектов;
- обеспечение оптимальной структуры и размера ссудного портфеля, вне балансовых обязательств;
- обеспечение высокого уровня безопасности и доходности размещения активов банка.
Банк осуществляет кредитную деятельность во всех секторах экономики и регионах страны в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, уставом и внутренними положениями. Кредиты предоставляются предприятиям, организациям и т.д., являющимся клиентами банка, имеющими устойчивое финансовое положение, стабильный спрос на производимые ими товары или предлагаемые услуги и предоставившим банку в обеспечение кредиты высоколиквидный залог.
С учетом принятой стратегии развития банка и складывающейся в стране экономической ситуации основными приоритетами кредитной политики являются:
1)в области коммерческого краткосрочного кредитования:
- развитие малого и среднего бизнеса в сферах торговли, производства;
- торговля;
- промышленность, энергетика, связь, транспорт;
- здравоохранение;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- предоставление краткосрочных межбалансовых кредитов;
2)в области документарных кредитных операций:
- предоставление гарантий и принятие гарантий банков - контрагентов;
- открытие аккредитивов и подтверждение выпущенных аккредитивов банками-партнерами;
- авалирование векселей клиентов;
- принятие векселей клиентов в учет;
3)в области инвестиционного кредитования:
- финансирование краткосрочных и среднесрочных проектов развития производства товаров повседневного спроса;
- финансирование средне- и долгосрочных межотраслевых проектов развития производства продукции, соответствующих мировым стандартам.
Банки обычно не устанавливают региональные приоритеты в кредитной политике.
Кредитная стратегия банка предусматривает:
- принятие банком рисков только после их тщательного анализа;
- неприемлемость рисков, которые бы ставили банк в зависимость от одного или нескольких крупных клиентов;
- проведение активной работы по улучшению качество кредита, структуры активов и пассивов и сокращению инвестиций в основные средства;
- принятие решения о выдаче кредита не только на основе оценки залога, но и расчета будущих денежных потоков и потенциальной прибыльности заемщика, а также тщательного анализа правовой стороны предложенного проекта;
- дифференциацию кредитного портфеля по размеру кредитов, отраслям и видам деятельности заемщиков в целях сокращения рисков;
Статьи по теме:
Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности
заемщика
Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку. В практике банков США применяются “ Правила шести “Си”, в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися буквами “Си” таблица 30. 1. ...
Страховые правоотношения и их виды
Страховые отношения будучи урегулированными правовыми нормами, приобретают форму страховых правоотношений (СПОО) характеризующихся следующими признаками: 1. СПОО возникают в результате правового регулирования государством отношений по страхованию (МСО) или отношений по организаций страхового дела ( ...
Теоретические основы банковского
менеджмента
Деятельность любого коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики требует соответствующего управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед предприятием, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности. Термин менеджмент (англ. management — управление ...