2. Принципы банковского менеджмента
Принципы управления — это основополагающие правила, нормы поведения, которыми должны руководствоваться работники банка в своей деятельности. Принципы банковского менеджмента состоят из основных и конкретных (специфических).
Таблица 2.1 – Принципы банковского менеджмента
Основные принципы банковского менеджмента |
Характеристика |
Принцип прибыльного функционирования |
Предполагает получение большей прибыли при меньших инвестициях. Эффект будет тем более заметен, чем большая прибыль достигнута при меньшей собственной доли банка в пассивах |
Спекулятивный принцип |
Подешевле купить — подороже продать. Банк с полным основанием можно назвать спекулятивным предприятием, при этом очень важно создать условия, когда каждый банк сможет реализовать свои услуги в рамках законодательства. Только в этом случае спекуляция становится нормой предпринимательства и теряет свой криминальный оттенок |
Все для клиента |
Банк несет полную ответственность перед клиентом и обеспечивает его прибыль. Ориентация банка только на собственный экономический интерес может привести к убыткам клиента, а в конечном счете к потере клиентуры и вместе с ней прибыли от банковской деятельности. Отношения банка и клиента должны базироваться на принципах взаимной заинтересованности, только тогда они принесут выгоду обоим |
Принцип банковской безопасности |
Безопасность в банковском деле следует рассматривать в двух аспектах, органично связанных друг с другом. Это, с одной стороны, физическая охрана зданий, помещений, сотрудников и клиентов банка, с другой стороны, экономическая безопасность проводимых банком операций. Если первое зависит от общеполитической и экономической обстановки в стране, включая криминогенную, то второе прочно связано со степенью развития банковского законодательства, а также квалификацией и социально-культурными условиями жизни банковских служащих, в первую очередь, руководящего состава банка |
Работа в пределах реально имеющихся средств (ресурсов) |
Предоставление кредита, выполнение расчетно-кассовых операций ограничены имеющимися у банка ресурсами. Реализация этого принципа в работе коммерческого банка предполагает постоянный контроль за качественным и количественным соответствием между мобилизованными ресурсами и характером их использования, усиливает конкурентную борьбу банков за привлечение клиентов, увеличение депозитов со всеми вытекающими отсюда последствиями (улучшение обслуживания клиентов, эффективное использование банковских ресурсов, диверсификация банковских операций и т.д.) |
Банки являются экономически независимыми и юридически самостоятельными кредитными организациями |
Имея полную свободу действий в привлечении ресурсов и размещении мобилизованных средств, коммерческий банк несет всю экономическую ответственность за результаты своей деятельности, т.е. риск от банковских операций ложится на него |
Рыночные отношения с клиентами банка |
Выбирая клиентов, банк руководствуется такими категориями рыночных отношений, как прибыльность, риск и ликвидность |
Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными экономическими методами |
Государство определяет правила игры для коммерческих банков, но не может им приказывать |
Предпринимательская деятельность вообще и кредитное предпринимательство в частности могут быть действительно успешными и адекватными, если кредитное учреждение определяет и практически реализует комплекс целей и стратегию действий, свою миссию — базовую концепцию развития. Все это концентрируется в банковской политике, где аккумулируются, оцениваются, сопрягаются идеи, действия, возможности, схемы реализации. Наличие банковской политики позволяет коммерческому банку не слепо следовать за меняющейся (иногда кардинально) экономической конъюнктурой, а формировать адекватную реакцию, позволяющую максимально использовать положительные моменты и факторы и нейтрализовать негативные. Основные вопросы, на которые должны отвечать положения банковской политики, — это зачем (во имя чего) должны быть осуществлены те или иные действия; какие именно действия должны быть произведены; какие именно структурные подразделения, конкретные сотрудники, их группы и объединения должны выполнять или участвовать в выполнении конкретных операций; по каким конкретным схемам и сценариям должны в этом банке осуществляться конкретные операции. Сфера банковской политики охватывает будущие рынки, оптимальный ассортимент банковских продуктов, прибыльность, риски, организационные структуры, облик и имидж банка.
Статьи по теме:
Организация процесса кредитования в
ОАО «Россельхозбанк»
Кредиты предоставляются физическим лицам – гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения 75 лет. При предоставлении Заемщику кредита в сумме, не превышающей 100 долларов США (или рублевого эквивалента этой суммы), и на ...
Роль Центрального банка Российской Федерации в формировании системы
страхования вкладов
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с о ...
Методы оценки коммерческой привлекательности
мобильных приложений
Каждый инвестор руководствуется личными убеждениями в ходе оценки коммерческой привлекательности любого проекта, поэтому выделить конкретные методики достаточно проблематично. Тем не менее, существует несколько методов управления коммерческими проектами. В данном случае мы рассмотрим некоторые из н ...