В соответствии со ст. 92 Закона «Об акционерных обществах» открытое общество обязано опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Закон «О рынке ценных бумаг» содержит подробные требования к:
Ø решению о выпуске ценных бумаг;
Ø сертификату эмиссионной ценной бумаги;
Ø проспекту эмиссии;
Ø раскрываемой информации о выпуске ценных бумаг;
Ø отчету об итогах выпуска ценных бумаг.
Также в этом законе (гл. 7) содержатся общие требования ко всем случаям раскрытия текущей информации со стороны эмитента ценных бумаг,
Постановление ФКЦБ России № 9 от 8.05.96 определяет информацию, которую открытое акционерное общество должно ежегодно опубликовывать в дополнение к требованиям ст. 92 Закона «Об акционерных обществах»: соотношение стоимости чистых активов и размера уставного капитала, количество акционеров и данные о реестродержателе. «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 1.07.96 г. № 1008, определила, что одной из ключевых задач государства в сфере развития рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности рынка.
ФКЦБ России, используя зарубежный опыт и опыт первых эмиссий ценных бумаг российскими предприятиями, разработала и утвердила новый формат проспекта эмиссии акций и облигаций. Состав информации, которую необходимо указывать в проспекте эмиссии, позволит потенциальному инвестору оценить доходность и рискованность вложения в новые ценные бумаги, чтобы принять информированное решение.
ФКЦБ разрабатывает также форматы и порядок предоставления эмитентами ежеквартальной отчетности и сообщений о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, предпринимает шаги по созданию электронной базы данных для раскрытия информации об эмитентах (ежеквартальных отчетов, проспектов эмиссии и т. д.) по типу того, как это реализовано в базе данных по публичным компаниям EDGAR, которая действует в США с 1992 года. Это позволит ФКЦБ на регулярной основе получать информацию от российских эмитентов и обеспечивать ее дальнейшее распространение, чтобы акционеры и потенциальные покупатели ценных бумаг на вторичном рынке могли оценить инвестиции в ценные бумаги конкретной компании.
Раскрываемая информация должна быть достаточной для принятия решения инвесторами и представлена в форме, доступной для понимания. Тем не менее российская финансовая отчетность не предназначалась для широкого круга пользователей, а лишь для специфических целей налоговых и статистических органов. Минфин и ФКЦБ России ведут работу по приближению российской финансовой отчетности к международным стандартам. Кроме того, необходимы и технические условия для распространения информации. Помимо расширения требований к раскрытию информации необходимо ужесточать и законодательно определять ответственность за укрытие информации. Но и этого будет недостаточно до тех пор, пока сами менеджеры (собственники) не осознают преимущества открытия информации для привлечения инвестиций.
С февраля 1996 года функционирует Internet-сервер ФКЦБ России, на котором раскрывается нормативная информация по рынку ценных бумаг, а также представлены сведения о выданных лицензиях и другая информация о регистраторах, депозитариях, управляющих компаниях ПИФов, специализированных депозитариях и др.
Положение о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 09.01.97 № 2, определяет систему раскрытия информации как техническую систему сбора информации и обеспечения доступа к ней. Система раскрытия информации основывается на введении Технического центра раскрытия информации.
Положение предусматривает присутствие в системе раскрытия информации в широком смысле следующих участников:
Ø ФКЦБ России создает систему раскрытия информации, является также раскрывателем своей информации (согласно Закону «О рынке ценных бумаг»), а также потребляет эту информацию в лице своих аналитических служб;
Ø другие регулирующие органы принимают участие в создании системы раскрытия информации, сами являются раскрывателями и потребителями этой информации;
Ø раскрыватели информации (регулирующие органы, СРО, профессиональные участники рынка, эмитенты, инвесторы);
Ø «информационные агентства» - непосредственные клиенты Технического центра раскрытия информации, которые имеют доступ к оригинальному «сырому» потоку раскрываемой информации. Информационные агентства добавляют стоимость к информации (добавляют дополнительную информацию, улучшают формат, вычисляют дополнительные значения, предоставляют развитые функции поиска и т.д.) и осуществляют «розничное» распространение этой информации для потребителей;
Ø «аналитики» - потребители информации: аналитические службы профессиональных участников, службы регуляторов рынка, консультанты, специальная и общая пресса, отдельные интересующиеся из мелких инвесторов; мелкие инвесторы.
Статьи по теме:
Страховая защита экологических рисков
Этот вид страхования является подотраслью страхования ответственности и предусматривает ответственность страхователей за риски, связанные с загрязнением окружающей среды, к которым можно отнести: страхование ответственности за утечку нефтепродуктов; загрязнение рекреационных зон свалками, производс ...
Облигация как инструмент рынка ценных бумаг
Более 90% от стоимости всех национальных и международных инвестиционных продуктов составляют облигации, которые представляют собой наиболее важную область для изучения [4,c.61]. Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренн ...
Порядок осуществления контроля над эмиссией электронных денег
Согласно пункту 2.4. Положения «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» № 23-П, Банк России выделяет специальную группу, классифицируемую как предоплаченные финансовые продукты, позволяющие производить оплату ...