Основу правового обеспечения имущественного страхования составляют Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ»; Гражданский кодекс РФ; Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни; Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ; Правила размещения страховщиками страховых резервов; Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств; Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования и некоторые другие нормативные акты.
Кроме того, существенное значение в регулировании имущественного страхования имеют международные соглашения (договоры, конвенции), подписанные СССР, РФ или не подписанные, но обязательные к применению в межгосударственных связях. Положения указанных ниже международных соглашений не распространяются на внутрироссийские маршруты транспортных средств. Например, Российская Федерация является участницей Римской Конвенции (1952 г.) «О возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли». В силу требований этой Конвенции эксплуатация иностранных воздушных судов без страхования гражданской ответственности авиаперевозчика за причинение вреда третьим лицам на поверхности земли не допускается. Страховой полис (сертификат) должен находиться на борту воздушного судна или его копия должна быть представлена в государственный орган управления гражданской авиацией страны, над территорией которой осуществляются полеты.
Римской Конвенцией устанавливаются максимальные лимиты ответственности эксплуатанта воздушного судна за вред, причиненный им третьим лицам на поверхности земли, в зависимости от взлетного веса воздушного судна. Например, лимит ответственности на каждое воздушное судно составляет при взлетном весе: до 1000 кг — 500 000 золотых франков (з.ф); от 1001 кг до 6000 кг — 500 000 плюс 400 з.ф за 1 кг свыше 1000 кг; от 6000 до 20 000 кг — 2 500 000 плюс 250 з.ф за 1 кг свыше 6000 кг.
Лимиты ответственности авиаперевозчика являются основанием для установления страховой суммы по договорам обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатантов воздушных судов.
Согласно Варшавской Конвенции (1929 г. с поправками, дополнениями, внесенными Гаагским протоколом 1955г., Мальтийским соглашением 1976 г.) «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» авиаперевозчик несет ответственность за вред, причиненный пассажиру, его багажу, имуществу грузовладельца, а также за опоздания при перевозке.
Лимиты ответственности авиаперевозчика за причинение вреда жизни, здоровью пассажира, применяемые при международных авиаперевозках, в зависимости от участия стран в дополнительных соглашениях (протоколах) к Варшавской Конвенции составляют 10, 20 или 75 тыс. долларов США на одного пассажира. Лимит ответственности за гибель (уничтожение) или повреждение 1 кг багажа или перевозимого груза установлен в размере 20 долларов США. За гибель (уничтожение) или повреждение предметов, вещей на руках пассажира лимит ответственности авиаперевозчика составляет 400 долларов США на одного пассажира.
В авиаперевозках между странами — членами СНГ с 1995 г. действует Варшавская Конвенция (с дополнениями) с лимитами ответственности за гибель (уничтожение), утрату или повреждение имущества: за 1 кг багажа или груза — 250 з.ф. или 17 единиц СПЗ (специальных прав заимствования, содержащих расчетную единицу, принятую Международным валютным фондом), что составляет примерно 20 долларов США; за предметы, вещи на руках пассажира — 5000 з.ф или 332 единицы СПЗ (примерно 400 долларов США).
Указанные выше лимиты ответственности авиаперевозчика служат базовыми величинами для установления страховой суммы при заключении договоров страхования гражданской ответственности эксплуатантов воздушных судов.
На внутренние авиаперевозки РФ Варшавская Конвенция не распространяется.
С 1953 г. действует международное соглашение о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, не допускающее пребывание автотранспортных средств иностранных государств на территории данной страны без страхового полиса, предусматривающего страховое возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц на территории иностранного государства. Система страхования ответственности в соответствии с этим соглашением называется «Зеленая карта» (по цвету страхового полиса размером 148х 210 мм), охватывает около 40 стран. В частности, участниками данного международного соглашения являются 18 западноевропейских стран, 7 ближневосточных, 4 африканских, 10 бывших соцстран (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Югославия, Албания), нынешние Македония, Словакия, Хорватия, а также Эстония из бывших союзных республик СССР.
Статьи по теме:
Показатели развития финансового рынка 2008-2009 гг.
По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира. Достижению этих целей будет способствовать ряд важных т ...
Правовое регулирование ОАО «Сбербанка»
Специалист по обслуживанию частных лиц несет ответственность за: Своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей и порученных ему работ. Выполнение плановых заданий Своевременное и качественное обслуживание клиентов ВСП с соблюдением утвержденных стандартов серв ...
Понятие и виды норм страхового права
Страхование как разновидность деятельности может осуществляться без всякого вмешательства со стороны государства. В истории человечества такое наблюдалось особенно в ранние эпохи становления государств. Однако по мере развития государства страховые отношения более или менее подробно начинают регули ...