Согласно пункту 2.4. Положения «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» № 23-П, Банк России выделяет специальную группу, классифицируемую как предоплаченные финансовые продукты, позволяющие производить оплату товаров (услуг) или получение наличных денежных средств, и указывает, что их распространение может осуществляться только по специальному разрешению Банка России. Причем в приведенном в указанном Положении перечне примеров предоплаченных финансовых продуктов, наряду с такими как Visa Travel Money, VISA CASH, и аналогичные им, указан и Mondex.
ЦБ РФ выпустил Указания № 277-У «О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям — резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов» и № 276-У «О порядке выдачи разрешений кредитным организациям — резидентам на распространение платежных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов[6], которые устанавливают специальный порядок выдачи разрешений кредитным организациям-резидентам на распространение предоплаченных финансовых продуктов, в том числе и других эмитентов. В данных Указаниях Банк России определяет, что «в целях данного Указания под предоплаченными финансовыми продуктами понимаются денежные обязательства организаций, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/ или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме. Причем, согласно разъяснениям Департамента методологии и организации расчетов ЦБ РФ Критерии отнесения тех или иных финансовых инструментов к предоплаченным финансовым продуктам базируются не на принципах технической реализации расчетов, а на порядке расчетов по операциям с использованием этих инструментов. . Неправомерно относить карты к предоплаченным финансовым продуктам только на том основании, что они оснащены микропроцессором или каким-либо другим техническим устройством.
Таким образом, Банк России, выпустив свои нормативные документы и выделив новую категорию «предоплаченных финансовых продуктов», в которую попадают и электронные деньги, дает возможность кредитным организациям организовать процесс эмиссии и распространения последних в обход законодательного запрета эмиссии наличных денег, но под контролем Центрального Банка.
По нашему мнению, при первоначальном внедрении электронных денег необходимо ограничить круг эмитентов небольшим числом кредитных организаций, с целью жесткого регулирования, контроля и минимизации возможных рисков. В то же время распространение и обслуживание электронных денег могут проводить как банковские, так и небанковские организации. Решение же данного вопроса в дальнейшем должно основываться на анализе состояния и развития систем электронных денег в каждой конкретной стране. В настоящее время логичными и экономически обоснованными можно назвать действия Банка России, который своевременно предпринял шаги, направленные на осуществление контроля за нововведениями в денежно-кредитной сфере.
При разрешении эмиссии электронных денег частными кредитными организациями центральные банки сталкиваются с необходимостью оценить ее влияние на денежно-кредитную политику, денежную массу, эмиссионный доход и другие факторы.
Негативное влияние на состояние денежного обращения могут оказать два фактора: бесконтрольное увеличение объема денежной массы и ускорение оборачиваемости денежной единицы, что может привести к существенному росту инфляции.
Бесконтрольная со стороны Центральных банков эмиссия электронных денег частными кредитными организациями может привести к росту денежной массы. В случае реинвестирования денежных средств, полученных в обмен на электронные, возникнет кредит, который приведет к возникновению новых денег под действием банковского мультипликатора.
Статьи по теме:
Основные стадии кредитного процесса
Кредитные операции – это один из видов активных операций. Кредитные операции составляют существенную часть активных операций, осуществляемых российскими банками. Для многих банков они являются самым важным источником дохода. Существует тенденция к увеличению доли кредитных операций в совокупности а ...
Основные направления банковского сектора РФ на период 2008
г
Важную роль в формировании современного конкурентоспособного банковского сектора соответствующего стратегическим интересам российской экономики, была призвана сыграть «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». Главным результатом ее реализации стало повыше ...
Методы расчета рейтингов страховых компаний
Несмотря на множество источников информации, потребителю страховых услуг нелегко разобраться в ней самостоятельно. На помощь страхователям приходят рейтинговые агентства, которые по целому ряду показателей оценивают деятельность страховых компаний, дифференцируя их по степени надежности. К основным ...