Точкой отсчета в истории создания Кредитного регистра в РБ можно считать появление Программы мероприятий по реализации Концепции развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг. В разделе «Расширение ресурсной базы банков, оптимизация активов и пассивов» Национальному банку РБ и Ассоциации белорусских банков поручалось рассмотреть вопрос о целесообразности формирования в РБ специализированного органа с функциями Кредитного бюро.
В результате изучения данного вопроса с учетом международного опыта было принято решение о разработке законодательного акта РБ, регулирующего деятельность Кредитного регистра на территории РБ, для включения в План законопроектной деятельности на 2004 г. [3]. Однако подготовленный проект закона «О распространении информации о деловой репутации юридических и физических лиц» был отклонен в ходе предварительного слушания на Совете Палаты представителей Национального собрания РБ. Возникли дискуссии о формах собственности Кредитного регистра и объеме накапливаемой информации.
В начале 2006 г. Национальный банк РБ вернулся к рассмотрению возможности создания Кредитного регистра, но уже на основе существующей законодательной базы. Это было возможно путем создания Кредитного регистра при Национальном банке РБ, который в соответствии с Банковским кодексом имеет право получать от банков отчетность, в том числе и сведения, составляющие банковскую тайну. Более того, отчетность, по сути отвечающая поставленным задачам, уже существовала. С декабря 1996 г. в соответствии с Указом Президента РБ № 209 «О мерах по регулированию банковской деятельности в РБ» банки представляли отчетность по форме 2501 «Сведения о выданных кредитах, имеющих сумму в эквиваленте не менее 10 000 долларов США». Таким образом, законодательной базой создания Кредитного регистра стали Банковский кодекс и Указ Президента РБ «О мерах по регулированию банковской деятельности в РБ».
Работа по созданию Кредитного регистра началась весной 2006 г., когда в Национальном банке РБ была создана рабочая группа, перед которой стояла задача разработать концепцию проекта Закона РБ «О кредитном бюро». К июлю 2006 г. концепция была готова, и Национальный банк РБ выступил с инициативой подготовки соответствующего законопроекта [4, с. 35].
Одновременно руководством Национального банка РБ было принято решение – используя положения действовавшего в то время Указа Президента РБ № 209 «О мерах по регулированию банковской деятельности в РБ», согласно которому банки обязаны были сообщать Национальному банку РБ о выданных кредитах на сумму свыше 10 тыс. долл. США, и положения концепции проекта Закона «О кредитном бюро», создать при Национальном банке РБ структуру, которая выполняла бы ряд функций государственного кредитного регистра по сбору и предоставлению сведений о таких кредитах, и использовать полученный практический опыт при подготовке соответствующего законопроекта. Для этого рабочей группой в оперативном порядке была разработана модель функционирования Кредитного регистра при Национальном банке РБ, которая легла в основу действующего в настоящее время порядка формирования кредитных историй и представления кредитных отчетов. Расчетный центр Национального банка РБ разработал программно-технический комплекс – автоматизированная информационная система представления и получения сведений о кредитах (АИС), и с мая 2007 г. банки начали представлять в Национальный банк РБ в систему «Кредитное бюро» один раз в месяц сведения о кредитах, имеющих сумму в эквиваленте не менее 10 тыс. долл. США. Такая информация поступает по физическим лицам (резидентам или нерезидентам), в том числе и по индивидуальным предпринимателям, а также по юридическим лицам (резидентам или нерезидентам), которые заключили с банком кредитную сделку. Фактически данные меры позволили еще до принятия Закона «О кредитных историях» создать в РБ институт Кредитный регистр [5, с. 46].
С июня 2007 г. Национальный банк РБ начал работу с банками по заключению договоров «О предоставлении кредитных отчетов».
Первый договор был подписан 28 июня 2007 г., а первый кредитный отчет предоставлен 7 июля 2007 г.
Дату предоставления первого кредитного отчета можно считать началом работы Кредитного регистра в полном объеме.
C 2009 г. в РБ сведения обо всех своих заемщиках банки направляют на хранение государству, вне зависимости от суммы кредита. Основанием является закон РБ «О кредитных историях». Закон определяет содержание сведений, входящих в состав кредитной истории; основной порядок взаимоотношений Кредитного регистра с источниками формирования, субъектами и пользователями кредитных историй, государственными органами при получении, обработке, формировании, хранении данных сведений и предоставлении кредитного отчета; а также организацию обеспечения защиты сведений, входящих в состав кредитных историй.
Статьи по теме:
Управление деятельностью страховых организаций
Все правовые отношения, связанные с проведением страхования можно подразделить на 2 группы, регулируемые законодательством: - правоотношения, регулирующие собственно страхование, т.е. процесс формирования и использования страхового фонда; - правоотношения, возникающие по поводу организации страхово ...
Пути повышения эффективности ипотечного кредитования в РК
По результатам проведенного исследования предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию ипотечного кредитования. Рисунок 18. Обзор предложений для совершенствования ипотечного кредитования 1. Снижение процентной ставки по ипотечному кредиту до 5-7 %, что позволит вовлечь в ипотеку значите ...
Порядок реорганизации банка. Ликвидация банка
Реорганизация и ликвидация банка регламентируется главой 13 БК. Реорганизация банка, как и любого другого юридического лица, может происходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Реорганизация банка производится с уведомлением кредиторов реорганизуемого банка. Кре ...