В настоящее время без согласования, утверждения и выполнения планов развития на долгосрочную перспективу, т.е. стратегий, не может обойтись любой уважающий себя банк. Во многих банках уже давно существуют специальные подразделения, которые непосредственно занимаются разработкой стратегий, анализом прошлых результатов, полученных путем реализации стратегий. Таким образом, утвердившись и приняв определенную и более подходящую стратегию, банк дает знать о себе не только партнерам, клиентской базе, но и своим конкурентам.
Конкурентная стратегия - это совокупность правил, которым должен следовать банк для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности. В настоящее время конкурентная стратегия является составной частью системы целей коммерческого банка. Традиционная система целей коммерческого банка - прибыльность, ликвидность, минимизация риска - в настоящее время пополнилась еще одной целью - обеспечение конкурентоспособности[1].
В экономической литературе существует множество подходов к определению понятия "стратегия" и выделению ее основных типов. Наиболее ранняя была сформулирована А.А. Томпсоном и А. Дж. Стриклендом. Данные авторы выделяют несколько типов стратегий:
· Корпоративная стратегия - стратегия для корпорации и сфер ее деятельности в целом, созданная для управления хозяйственным портфелем структурных подразделения корпорации;
· Деловая стратегия - стратегия, разрабатываемая для каждого отдельного подразделения (определенной сферы деятельности) корпорации, связанная с усилением ее конкурентоспособности и сохранением конкурентных преимуществ;
· Функциональная - стратегия для каждого ключевого функционального направления внутри определенной сферы деятельности (производственная стратегия, стратегия маркетинга, финансов);
· Операционная - более узкая стратегия, составляемая для оперативных организационных единиц (торговых представительств, отделов внутри функциональных подразделений).
Согласно их теории, поток данных о направлении развития корпорации должен идти от высшего уровня к хозяйственным подразделениям и от них - на функциональные и операционные уровни.
Противоположная трактовка понятия "стратегия" предложена Ричардом Кохом: "Конкуренция ведется от бизнес-единиц, а корпоративный центр чаще всего мешает этому процессу и разрушает гораздо больше стоимости, чем создает. Он выделял генеральную стратегию банка (миссия) - план генеральной программы действий и распределения приоритетных ресурсов для достижения глобальных целей; и стратегию развития банка - развитие банковского бизнеса на основе применения системного подхода к решению задачи при нестандартной ситуации на выбранном горизонте деятельности.
По А. Чандлеру, стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей[2].
Шведский экономист Бенгт Корлофф определяют стратегию как обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов.
Генри Минцберг - известный канадский экономист, использует маркетинговую концепцию пяти "П" для рассмотрения данного понятия: план, прием, поведенческая модель, позиция по отношению к другим и перспектива.
В отечественной литературе исторически стратегия понималась как комплекс целевых программ. Н.Е. Егорова, А.М. Смулов выделяют метастритегию, мезостратегию и микростратегию[3]:
1
. Метастратегия
- развитие ключевых сфер банковской деятельности (кредитование, инвестирование, депозитная деятельность);
2. Мезостратегия
Статьи по теме:
Пути развития кредитования юридических лиц Южным
Торговым Банком
Банковская система РФ в первом квартале 2006 года продолжала развиваться, интенсивно наращивая собственные средства. На рынке наблюдается усиление конкурентной борьбы и сокращение маржи, особенно в кредитовании крупных заемщиков. Среди наиболее важных событий прошедшего периода аналитики выделяют п ...
Методы оценки эффективности ипотечного кредитования
Рассмотрим методики оценки кредитоспособности заемщика, при выдаче ипотечного жилищного кредита физическому лицу. Кредитный риск банков при кредитовании физических лиц, понимаемый как риск невозвратности ссуды и неуплаты процентов по ней в полном объеме, зависит и от материального положения, от физ ...
Краткая характеристика РУДТП Автобусный парк
РУДТП «Автобусный парк № 3» полностью обеспечивает потребность населения и организаций во всех видах автобусного сообщения в своем регионе. Автобусный парк обслуживает 121 маршрут общей протяженностью 7782,5 километров, в том числе 17 городских маршрутов в г. Пинске и 2 в г. Иваново,75 пригородных ...