Потребность в информации возникает у органов контроля и надзора (в период от государственной регистрации до ликвидации банка), а также у клиентов банка, в том числе будущих клиентов (контрагентов) (на стадии функционирования банка).
Информация является разной по своему правовому режиму. В одних случаях информация должна открыто публиковаться (например, баланс за год, сведения о размере уставного фонда и т.д.), а в других не должна предоставляться никому, кроме клиента (например, информация об операциях по счету).
Кроме того, банк как субъект хозяйствования имеет право на определенную информацию о своей деятельности, образующую его деловую репутацию.
В литературе и законодательстве нет четкого определения банковской информации, но проведя анализ литературы и сложившейся практики, можно предложить следующее определение: банковская информация - любые сведения (факты, события) о банке и его деятельности, а также о клиентах банка, которые могут носить открытый или закрытый характер.
С юридической точки зрения при правовой оценке банковской информации нужно учитывать, что она может иметь разные правовые режимы, которые в свою очередь определяют и характер возникающих правоотношений.
Среди таких режимов различают:
- режим открытой банковской информации;
- режим служебной тайны, к которой относятся банковская тайна и государственные секреты;
- режим коммерческой тайны.
Открытость банковской информации означает обязанность банка с одной стороны публиковать определенный круг сведений, адресованный неопределенному кругу лиц, а с другой – сообщать любому обратившемуся к банку лицу требуемые сведения.
Открытость банковской информации должна быть для неопределенного круга лиц и не носить договорной характер.
Объем открытой банковской информации устанавливается как самим банком (порядок кредитования, процентные ставки по вкладам, курсы валют обычно предоставляются в виде рекламы), так и законодательством. В частности, ст. 119 БК предусматривает, что банк в порядке, устанавливаемом НБ, публикует в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, отчетность о своей деятельности, а годовой отчет – после подтверждения его достоверности аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем).
К содержанию банковской информации предъявляется ряд требований:
1) достоверность, т.е. такая информация не должна быть искаженной;
2) доступность, т.е. информация должна быть представлена в таких формах и таким способом, чтобы она была понятна не всегда квалифицированному клиенту;
3) своевременность, т.е. информация должна быть предоставлена в необходимый срок.
Статьи по теме:
Порядок заключения договора страхования
ответственности
Объектом страхового интереса выступает гражданско-правовая ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (имущественный вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Договор страхования ответственности защищает страховате ...
«Политика
по правилам». Теория М. Фридмана
«Политика по правилам», или жесткая монетарная политика – политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как крайний случай представляется относительно вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы. Кредитно-денежная «по ...
Документарные аккредитивы
При осуществлении операций по международным расчетам в форме документарного аккредитива (далее - аккредитив) уполномоченные банки и их клиенты руководствуются Инструкцией о банковских операциях по международным расчетам (документарные аккредитивы, гарантии, инкассо); другими нормативными актами РБ; ...