Начало появления в России института страхования относится к концу XVII столетия, когда в 1786 г. Императрица Екатерина II в манифесте от 28 июня 1786 г. объявила о создании Государственного Заемного Банка. В составе Банка была Страховая экспедиция, которая принимала на страхование дома, состоящие в залоге в этом банке, при этом страховались только каменные дома в крупных городах.
Несмотря на то, что Страховая экспедиция при Государственном Заемном Банке выполняла функции государственного страховщика, тридцать шесть лет ее деятельности не принесли значительных успехов в деле развития страхования в империи. В 1822 г. банк был упразднен.
Причина складывающейся ситуации заключалась в самой идее государственной страховой монополии, ограничивающей частную инициативу и преследующей чисто фискальные цели. Требовалось осуществить коренную перестройку организации страхового дела. Вывод о необходимости привлечения ресурсов частных инвесторов напрашивался самым естественным образом.
Идея организации акционерной страховой компании была воспринята верхами российской администрации вполне благосклонно, однако потребовалось около пяти лет переговоров, обсуждений и согласований на самом высоком уровне, прежде чем проект начал приобретать реальные черты. Главным предметом споров и дискуссий при проведении проекта через многочисленные бюрократические инстанции был вопрос о том, частной или государственной должна быть учреждаемая компания. Победила компромиссная формула: страховое общество должно быть частным, но работать на условиях и под патронажем государства.
В первой половине ХIХ в. страхование из-за сохранения в экономике докапиталистических отношений развивалось крайне медленно. Попытка введения государственного страхования в городах Российской империи за исключением Прибалтики (Остзейских губерний) не дала положительного результата. Если в городах Российской империи с 1827 г. монопольно действовали частные акционерные компании – Первое и (с 1836 г.) Второе страховые от огня общества, то в сельской местности существовало государственное обязательное противопожарное страхование. Итак, с 1827 в России зарождаются рыночные механизмы противопожарного страхования имущества. Идя навстречу пожеланиям учредителей, правительство предоставило обществу целый ряд серьезных льгот и привилегий, в частности, исключительное право на проведение страхования строений в определенных регионах страны на 20 лет и освобождение от уплаты всех налогов на это же время.
Новизна страхового дела в России, боязнь возможных ошибок побудили разработчиков устава Первого общества подойти к делу чрезвычайно ответственно. Качество проработки его 116 статей оказалось столь высоким, что устав на долгие годы стал своего рода эталоном, образцом, по которому разрабатывались нормативные документы страховых компаний, образовавшихся позднее. Он делился на две части: первая определяла структуру, капитал, права и обязанности правления, порядок изменения устава и закрытия общества. Вторая же часть включала в себя собственно полисные условия – порядок заключения договоров, права и обязанности страхователей, процедуру выдачи страхового возмещения.
Дела общества сразу же пошли достаточно успешно. За двадцать «монопольных» лет оно приняло на страх более 500 тысяч строений. Особенно впечатляющими были успехи общества в обеих столицах, где застраховать свое домовладение стало среди состоятельных людей не только показателем цивилизованности, но и своего рода признаком хорошего тона.
Статьи по теме:
Государственный надзор за осуществлением страховой деятельности
Государственный страховой надзор Кыргызской Республики является органом государственного управления, проводящим единую политику в области регулирования страховой деятельности на территории Кыргызской Республики и обеспечения наиболее полного удовлетворения страховых потребностей юридических и физич ...
Проблемы реализации и пути оптимизации валютной политики в Российской Федерации
Проведение валютной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем. Непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рацио ...
Пути совершенствования организации, предоставляемых
банковских услуг населению
В последнее время учеными и практиками обсуждаются перспективы развития финансовых, в том числе и банковских, услуг в России. Современные тенденции развития рынка банковских продуктов и услуг обусловлены главным образом следующими основными процессами: - интенсивным развитием современных информацио ...