В основном это стало следствием все той же политики Банка России, которая не позволила получить нерезидентам контроль над российским банковским сектором. Потому что, оградив российские банки от конкуренции на внутреннем рынке с эффективными, крупными международными банковскими группами, Банк России дестимулировал их становиться такими же. Варясь долгое время «в собственном соку», даже частные банки России, не говоря уже о государственных, получили уверенность, что независимо от степени их эффективности, качества риск - менеджмента и рискованности операций, качества обслуживания клиентов, разнообразия проводимых операций и квалифицированности управленцев и сотрудников, они будут получать свой доход на внутреннем рынке и «иметь» своего клиента.
Все это естественным образом вылилось в кризис 1998 г., после которого российские банки постепенно восстанавливались (те из них, которые смогли выжить), с последующим довольно медленным открытием российского банковского рынка для иностранцев.
И вот тут и оказалось, что российские банки с трудом конкурируют с иностранными коллегами даже на внутреннем рынке. И это несмотря на относительно долгий переходный период к полноценной конкуренции, который им был обеспечен, на созданную за это время имиджевую репутацию, на «постоянных» клиентов.
Проблем, порождающих эту неконкурентоспособность, много:
ü сравнительно небольшие собственный капитал, активы и рыночная капитализация почти всех российских банков (исключение составляет лишь Сберегательный банк Российской Федерации, да и то, скорее, только по рыночной капитализации);
ü менее привлекательные бренды почти всех российских банков. В сознании россиян, которые начинают осознавать преимущества западной культуры, они либо ничего не стоят, либо серьезно уступают в значимости крупным международным банковским брендам (на этот счет проводились специальные исследования; к узнаваемым и ценимым были отнесены лишь следующие банковские бренды: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, «Русский стандарт», Банк Москвы и некоторые другие);
ü слабый охват территориальными офисами и другими коммуникациями российских банков территории страны, особенно отдаленных уголков (исключением является лишь Сбербанк России; остальные в той или иной степени ориентированы на наиболее развитые экономические регионы и крупные и средние города);
ü отстающее от международных стандартов качество обслуживания клиентов;
ü более узкий спектр операций, проводимых большинством российских банков по сравнению с их иностранными аналогами;
ü нехватка дешевых и долгосрочных пассивов;
ü проблемы с ликвидностью активов у большинства банков, не входящих в первую федеральную или московскую сотню;
ü слабый риск-менеджмент и неквалифицированное управление, ставшие следствием нехватки собственных кадров с соответствующим задачам, стоящим перед банками, образованием и отсутствием мотивации к созданию сильных служб риск - менеджмента;
ü лишь нарождающийся рынок банковских акций, отсутствие акций подавляющего большинства банков на открытом рынке, медленная подготовка к выходу российских банков на IРО;
ü недостаточная по международным нормам прозрачность операций, собственников (конечных бенефициаров акций), аффилированных лиц у многих, даже крупных российских банков;
ü отсутствие мотивации к выходу на международные рынки и ряд других.
В результате действия этих факторов мы имеем следующее положение вещей: банки-лидеры 23 стран мира превосходили Сбербанк (явного лидера российского рынка, к тому же и государственный банк) по объемам собственного капитала. В рейтинге авторитетного журнала «Forbes» за 2005 г. Сбербанк России занимал 74-е место в мире по показателю собственного капитала, а если бы все российские банки объединились, они бы заняли в этом рейтинге лишь 26-е место[1].
Статьи по теме:
Двойное страхование
В наиболее типичном варианте страхование организуется в связке “страхователь - страховщик”. Однако, в некоторых ситуациях оно может приобретать более сложные формы. Двойное (множественное) страхование - страхование одного и того же объекта у нескольких страховщиков. Следует отметить, что в некоторы ...
Структура банка
Банк представляет собой организацию, которой присущи все традиционные признаки юридического лица (организационное единство, обособленное имущество, самостоятельную ответственность, выступает в качестве истца и ответчика в суде). Организационное единство означает, что в банке устанавливаются связи ( ...
Инструменты
управления
Инструменты управления подразделяются на общебанковские и относящиеся к конкретным направлениям деятельности банка Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов (коэффициентов), регулирующих деятельность банка. К обще банковским инструментам относятся: банковска ...