Факторинг (от англ. factor – маклер, посредник) - выкуп торговых задолженностей поставщика товаров (услуг), с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа [4, С. 276]. Основой данной операции является кредитование торговых сделок. В соответствии с Конвенцией 1988 г. операция считается факторинговой, если она удовлетворяет как минимум двум из следующих четырех признаков:
1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
3) инкассирование задолженности поставщика (получение задолженности от покупок);
4) страхование поставщика от кредитного риска.
В факторинговых операциях участвуют три стороны: факторинговая компания – специализированное учреждение, покупающее счета- фактуры у своих клиентов; клиент – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией; предприятие (заемщик) – фирма – покупатель товара [14, С. 298]. Основной принцип данных операций состоит в том, что факторинговая фирма покупает у своих клиентов их требования к своим клиентам и в течение 2-3 дней оплачивает от 70 до 90% требований в виде аванса, остающиеся 10-30% клиент получает после оплаты его требований плательщиком [4, С. 276].
При этом комиссия и процент по предоставленному финансированию удерживаются при поступлении денежных средств в оплату уступленного требования.
В мировой банковской практике известны два вида факторинга: открытый (конвенционный) факторинг и конфиденциальный (скрытый) факторинг [13, С. 452].
При конвенционном факторинг поставщик указывает на своих счетах, что требование было продано банку, а при конфиденциальном факторинге никто из контрагентов поставщика не осведомлен о кредитовании его продаж банком [13, С. 452].
Широкое распространение на рынке банковских услуг получила такая операция как форфейтинг. Форфейтинг (от фр. forfait) – это покупка долга, выраженного в оборотном документе, таком, как, например, переводной или простой вексель, у кредитора на безвозвратной основе [13, С. 453]. Покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе (форфейтинге) от своего права на обращение регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника.
Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.
Механизм форфейтинга используется в сделках двух видов:
1) в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
2) в экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг.
В настоящее время один из основных центров форфейтинга – Лондон; значительная часть форфейтингового бизнеса находится также в Германии.
Достоинства форфейтинга:
- фиксированная процентная ставка по выплатам;
- простота оформления сделки;
- удобство для покупателя (все расходы по управлению кредитом берет на себя форфейтор);
- покупатель получает возможность отложить оплату товаров, которые он уже получил.
Отдельно выделяют такую банковскую услугу как траст. Она получила широкое распространение в настоящее время. Трастовые услуги носят посреднический характер и всегда конкретны. Под трастовыми операциями понимают операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах их доверенного лица [14, С. 300]. Их суть заключается в передаче клиентами - банкам своего имущества, для последующего инвестирования этих средств от имени владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках, с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату, в виде банковской комиссии [13, С. 449]. Трастовыми операциями в банке занимаются трастовые отделы; иногда эти отделы отделяются от банков и выступают как отдельные трастовые компании. Трастовые услуги могут выполняться банком в пользу физических (персональные трастовые услуги) и юридических лиц (институциональные трастовые услуги) [14, С. 300].
Статьи по теме:
Контроль за эмиссионными операциями наличности
Цель эмиссии наличных денег - обеспечение экономики платежными средствами. Монополия на эмиссию наличных денег (банкноты и монеты) принадлежит центральному банку. Эмиссия наличных денег представляет собой результат превышения суммами эмиссионных операций центрального банка lпо выпуску наличных дене ...
Анализ развития депозитной политики ЗАО «Транскапиталбанк»
Акционерный Коммерческий Банк «Транскапиталбанк» (Закрытое акционерное общество), «ТКБ» (ЗАО) работает на рынке банковских услуг с 1992 г. ЗАО «Транскапиталбанк» является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая об ...
Анализ кредитоспособности ТОО «Ай центр» и оценка его финансового состояния
Основными причинами возникновения кредитного риска являются некредитоспособные заемщики. Качество ссуды определяется качественной характеристикой заемщика. Поэтому, говоря о методах регулирования кредитного риска, остановимся более подробно на анализе и методах оценки кредитоспособности. Кредитован ...